Положено бесплатно, но приходится платить3

Положено бесплатно, но приходится платить
Когда портал Grani.lv обратился к своим читателям с призывом о материальной помощи для 6-летнего Сережи Столярова, которому был необходим очередной курс реабилитации после сложной операции и курса химиотерапии, среди откликнувшихся была и Национальная служба здравоохранения (НСЗ). По словам ее представителей, мальчик мог пройти реабилитацию и за госсчет…

Так, в пояснении, которое мы получили от НСЗ, говорится, что врач-реабилитолог может послать Сережу на оплачиваемую государством реабилитацию в дневном или круглосуточном стационаре, принимая во внимание его состояние и необходимые процедуры. Услуги реабилитации на круглосуточной основе оказывает, например, Национальный центр «Вайвари», который нынче находится на базе Видземской больницы.

 

Пребывание здесь для ребенка (ночлег и питание) государство оплачивает полностью, а если врач счел нужным наличие сопровождающей персоны, то и для нее. Если же ребенка посылают в дневной стационар, то, как правило, при реабилитационном центре есть и гостиница, где можно остановиться, но за свой счет. Тем не менее, сами процедуры здесь бесплатны. Государство оплачивает все физикальные процедуры, лечебный массаж, – всё, за исключением водных процедур.


Однако мать конкретного ребенка, нуждающегося в этих услугах, вынуждена просить помощи у неравнодушных людей. Почему ей приходится самой платить и за ночлег, и за питание, и даже за массаж (12 евро за полчаса, хотя 6-летний ребенок хорошо, если половину сеанса выдерживает)?


Ответ на этот вопрос найти было непросто. С одной стороны, Национальная служба здравоохранения подчеркивает, что реабилитация может быть совершенно бесплатной, а с другой стороны, мать, привыкшая выбивать медуслуги для своего ребенка и общающаяся со многими другими такими же матерями (Марина Столярова создала благотворительную организацию RADARI, которая помогает детям, больным онкологией), за всё это платит!


Судя по всему, ключевой фигурой здесь является тот самый врач-реабилитолог, который оценивает состояние ребенка, составляет для него план реабилитации и решает, в какой стационар его направить: дневной или круглосуточный. Круглосуточных реабилитационных центров в стране не так много, но, наравне с вышеупомянутым «Вайвари», они все же есть. Проблема в том, что в Даугавпилсе, например, очереди к реабилитологу нужно ждать полгода. А потом, получив от него вожделенное направление, еще и очереди на реабилитацию надо дождаться. Для рижан это тоже проблема, как рассказывает Марина Столярова, ее ребенок не может попасть в «Вайвари» уже 1,5 года. Сначала он заболел, а потом сам реабилитационный центр перенес дату визита на неопределенное время. Так и ждут по сей день.


Хотя, как сообщает НСЗ, дети, нуждающиеся в срочной медицинской реабилитации, попадают в этот центр в течение 2–3 недель. Но нужды Сережи, перенесшего онкологию, видимо, признаны доктором не такими уж срочными.


Поэтому что делает семейный врач Сережи? Дает направление в один из дневных стационаров, предоставляющих услуги реабилитации. Мальчика осматривает тамошний реабилитолог и назначает процедуры. Назначает их по минимуму так, что за остальные, которые он не счел нужными, мать вынуждена доплачивать сама тому самому центру, который платит зарплату реабилитологу. Заметили конфликт интересов? Зачем реабилитологу назначать процедуры за госсчет, если можно получить за них деньги с родителей: на месте и наличными? Марина Столярова рассказала, что все родители, которых она встретила в этом центре, платили немаленькие деньги из своего кармана: как за пребывание, так и за дополнительные процедуры. Суммы у всех разные. Кто сколько может себе позволить на здоровье детей.


Учитывая, что после удаления пораженной опухолью почки ее сына врачи сказали Марине, что Сереже вообще не полагается никакая реабилитация, она рада и тому объему услуг, что всё же удается выбить за госсчет. Но, конечно, рассказы литовских матерей о том, как реабилитацию их детей после побежденной онкологии в специализированных центрах Европы Литва оплачивает полностью и безоговорочно, для Марины как соль на рану. Жителям Латвии предлагается лишь такой вариант: если вы больше 12 месяцев ждете некой медуслуги, но не можете ее получить, то отправляйтесь за ней в любую страну ЕС. Оплатите ее сами, предоставьте документы своему государству, и оно вернет вам ту сумму, которую вы заплатили бы за эту услугу на родине. Возьмется ли Марина или другая мать за реализацию этого сложного сценария? Едва ли. Но после консультации с НСЗ она явно станет иначе разговаривать с местными врачами-реабилитологами.