«Путешествие в Рождество» с Илоной Багеле1

«Путешествие в Рождество» с Илоной Багеле
В предрождественское время Даугавпилс наполнится прекрасной музыкой и пением солистки Латвийской Национальной оперы Илоны Багеле –желающие да услышат ее чудесное меццо-сопрано! Концерт «Путешествие в Рождество» состоится в Даугавпилсском государственном театре в пятницу, 26 декабря, в 18:00. 

Накануне Илона Багеле, певица Латвийской национальной оперы (ЛНО) и уроженка Даугавпилса, пояснила, что данный концерт явится своеобразным путешествием по странам мира. Каждое исполняемое в нем произведение будет предваряться кратким рассказом о традициях празднования Рождества в России, на Украине, в Ирландии, Швеции, США, Италии, Кубе… Песни будут звучать на разных языках, в том числе на цыганском.


Помимо самой Илоны Багеле, в концерте примет участие композитор и солист Латвийского симфонического оркестра трубач Андрис Абелите. Кстати, Андрис являлся также исполнителем роли господина Мюре в спектакле «Дамский рай», поставленном на сцене Даугавпилсского театра. Илона и сама участвовала в этом спектакле (роль маркизы де Бов).


Замечательно, что в программе также задействованы маленькие артисты – это дети Мелиса Ковалева и Катрина Паула Диринга, та самая Паула, покорившая сердца многих телезрителей во время «слепых прослушиваний» телешоу «Голос. Дети». В эти моменты оставалось только сожалеть, что ни один из наставников не повернулся к 8-летней певице из Латвии. И как же они сокрушались, когда после окончания песни увидели перед собой очаровательную девочку! Катрина Паула – настоящая звездочка песенных конкурсов и концертов. Представляла Латвию на детской «Новой волне», где заняла 4-е место; пела вместе с Глюкозой в рождественском телеконцерте; принимала участие во многих песенных конкурсах и фестивалях на родине и за рубежом. В 2014 году Диринга представляла Латвию на «Славянском базаре» в Витебске.


Попасть в популярнейшее телешоу «Голос» пытались более 8 тыс. претендентов, маленькая девочка из Латвии оказалась в числе тех немногих, кого пригласили на съемки программы. Под конец разговора с наставниками малышка не могла сдержаться и горько расплакалась, растрогав судей и зрителей. Хоть Пауле и не повезло в этом шоу, ее выступление и непосредственность запомнились. Теперь и у наших горожан будет возможность поддержать аплодисментами талантливую рижанку, у которой еще все впереди. Илона Багеле познакомилась с Паулой на своем бенефисе в Латвийской филармонии – вместе они красиво спели народную латгальскую песню.

 

Концертная программа «Путешествие в Рождество» состоится в рамках турне, стартовавшего в Адажи, предусматриваются 10 выступлений в городах страны. И. Багеле уведомила, что с 17 декабря билеты на концерт «Путешествие в Рождество» для пенсионеров, студентов и школьников по предъявлении соответствующего удостоверения продаются с 50% скидкой. «Это мой подарок к Рождеству», – пояснила свой благотворительный жест певица.


Накануне концерта оперная дива дала интервью газете «СейЧас».


– Илона, вы как-то заметили, что нет ничего горше упущенных возможностей. А вы сами ничего не упустили в жизни?


– У каждого свой путь. Я благодарю судьбу, что не ушла в одно направление, а стала разноплановой певицей. Я солистка оперного театра, а также пою джаз, эстрадную музыку. С удовольствием исполняю латышские и русские народные песни. Стараюсь не упустить все, что предоставляет жизнь, но специально куда-то не бьюсь. Возможно, где-то и стоило приложить больше усилий, но ведь тогда надо было рвать связи со своим родным городом. Кроме того, что я оперная певица, я также преподаю вокал в Даугавпилсском университете и являюсь ассоциированным профессором ДУ. Мне нравится преподавательская работа, и я люблю Латгалию, так что Багеле – поющий патриот.


– Насколько в вокальном деле важен хороший педагог, профессионал?


– Скажу так. Для каждого вокального голоса должен быть свой педагог. Вот я кому-то из своих студентов подхожу, а кому-то – нет. Те педагоги, которые работали со мной, вложили в меня частичку своего профессионализма. Анита Гаранча, Регина Фринберга, Арвидс-Имантс Лусте, Маргарита Груздева и, конечно, Регина Петкевича, которая и направила меня в оперное искусство. Мы не прервали связь до сих пор.


– Ваше отношение к уходу Андрея Жагарса из Национальной оперы?


– Для меня Жагарс – грандиозная личность. Очень талантливый человек, он жил театром, болел за него. Жагарс – режиссер самой первой моей постановки оперы «Демон». Мне Жагарс всегда был интересен уже потому, что он не ограничивался консервативным поворотом только к классической музыке – воспринимал меня и как джазовую певицу тоже. Это Жагарс познакомил с Раймондом Паулсом. Он же акцептировал мой музыкальный моноспектакль на музыку Пьяццоллы Cantando y amando («Любить и петь»), этот проект ЛНО удостоился Большого музыкального приза и был признан лучшей постановкой 2012 года. В то же время Жагарс – фанат оперы. Во время репетиций бывал экспрессивен, мог в запале обидеть кого-то, но потом всегда подходил и извинялся. На гастроли в его бытность театр выезжал в полном составе: оркестр, хор, солисты, рабочие сцены… Мы объездили многие страны мира. В 2013-м побывали в Макао (Китай). Все гастроли пробивал, у него было много творческих связей.


– В каких постановках Национальной оперы вы участвуете сегодня?


– Пока ни в каких – нахожусь в декретном отпуске. До декрета принимала участие в спектаклях «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Любовь к трем апельсинам» и др. Плюс были сольные программы, последняя (перед декретом) называлась «В дуэте с виолончелью». Но сегодня несколько другие приоритеты – 12 августа этого года у меня родился сын, назвали в честь маэстро – Раймондом. Паулс знает об этом, звонил, поздравлял, желал сыну расти здоровеньким.


– Латвийская опера держит марку?


– У нас зал всегда полон – аншлаги. Но особенно зрители с нетерпением ждут Рижский оперный фестиваль, когда в июне ежедневно идут постановки, созданные в течение сезона. Театр вполне демократичен, цены доступные. Существуют скидки для пенсионеров и детей. В ЛНО, по примеру Венской оперы, практикуются стоячие места, билет на них можно приобрести в кассе театра перед спектаклем, цена символическая. Я приглашаю на спектакли своих даугавпилсских студентов. Стараюсь таким образом показывать, что происходит в мире музыки. Со своей стороны Центр латышской культуры приглашает оперных исполнителей в Даугавпилс. Так, в городе выступала с концертной программой Сонора Вайце, уроженец Даугавпилса Рихард Мачановский, признанный, по оценкам «Радио-классика», лучшим баритоном Латвии и др.


– Латвийские оперные артисты не получают таких зарплат, как в оперных театрах Европы?


– У каждого из солистов свой гонорар. К зарплате идет доплата за каждый спектакль. Но в итоге – совсем немного. Конечно, певица моего уровня могла бы получать где-нибудь в Берлине другие деньги, думаю, это была бы четырехзначная цифра.


– И тем не менее в Латвии пробиться в мир оперы трудно.


– У нас на всю страну единственный оперный театр. Тогда как в той же Германии оперный – чуть ли не в каждом городе. В ЛНО есть костяк – человек восемь ведущих солистов, на которых держатся все спектакли. Я пою все, что хочу. Влюбляюсь в роли, работаю с душой над каждым материалом. Долгое время моей любимой ролью оставалась роль старой графини в «Пиковой даме». В ней обнаруживается все – любовь, ненависть, воспоминания о молодости, когда графиня блистала на балах. Во многом я списала этот образ со своей бабушки Валды Войтовичи, которая в прошлом была директором 1-й средней латышской школы в Даугавпилсе. Ее называли Екатериной Великой за умение держать осанку, принципиальность.


– Ваше отношение к тому, что российский композитор И. Крутой отпраздновал свое 60-летие в Латвийской опере?


– Из числа представителей ЛНО никто на этом юбилее не присутствовал. Но знаю, что пожертвованные деньги – 120 тысяч евро – очень пригодились, на них отремонтировали фойе театра, создаются новые постановки. Поэтому тут сложно судить. Я таких крупных пожертвований в адрес театра не припомню.


– Нынче ходят на модных режиссеров, тогда как раньше больше ходили на примадонн… А как же качество вокально-музыкального наполнения спектакля?


– Сегодня главенствует режиссер, а не дирижер, как было принято в иные времена. Режиссер определяет, какой типаж нужен на сцене. Понятно, что партию молоденькой девушки не споет 60-летняя певица. Но бывают исключения. Примадонна Латвийской оперы Инессе Галанте вполне может справиться с такой задачей. К тому же существует грим. Я рада, что главным дирижером театра стал безумно позитивный и открытый человек Мартиньш Озолиньш. Между режиссером и дирижером могут быть дебаты, консультации относительно выбора первого премьерного состава, но такого рода обсуждения происходят вне труппы.


– А как охарактеризуете личность Зигмара Лиепиньша, сменившего Жагарса?


– Лиепиньша я до этого знала как очень известного латышского композитора, он также автор рок-оперы «Собор Парижской Богоматери», которая была поставлена в ЛНО и имела большой успех. Конечно, когда мы узнали о смене художественного руководителя, была настороженность. Но Лиепиньш оказался человеком коммуникабельным, способным прислушиваться к мнению солистов.


– О какой партии мечтается? Я не имею в виду политическую…


– Хотелось бы спеть партию Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Я пела Любашу в ЛНО, но это было в рамках концертного исполнения. Зал тогда топал ногами, выражая восторг, – высшая похвала в опере. Мне близка русская музыка. В «Царской невесте» есть песни, исполняемые акапельно. «Снаряжай скорей, матушка родимая, под венец свое дитятко любимое…» – пропела газете «СейЧас» Илона Багеле под конец интервью.


Последний вопрос связывался с предстоящими рождественско-новогодними праздниками. Илона пояснила, что у нее многоконфессиональная семья, поэтому отмечаются и католические, и православные праздники, которые она встретит дома в окружении самых дорогих людей: детей Мариса и Раймонда, мамы и мужа.