Мать великого режиссера родом из Двинска8

Мать великого режиссера родом из Двинска
Благодаря Интернету уроженцы Даугавпилса имеют возможность читать газету «СейЧас», проживая в самых разных уголках мира. Иногда люди не просто получают информацию, но и предлагают интересные темы. Так, в 2014 году с подачи жителя Сан-Франциско Александра Жука в газете «СейЧас» вышла статья «Американский Достоевский», повествующая о писателе Соле Беллоу. 

С началом года 2015-го Александр Жук вновь поделился интересной информацией с журналистом газеты «СейЧас». И вот что он сообщил: «Сергей Аполлинариевич Герасимов был выдающийся советский кинематографист: режиссер, актер и талантливый педагог. Среди его фильмов "Семеро смелых", "Маскарад", "Молодая гвардия", "Тихий Дон", "У озера", "Юность Петра", "Лев Толстой" и другие картины, заслуженно отмеченные любовью зрителей и высшими государственными наградами. Среди выпускников его актерско-режиссерской мастерской – личности, без которых невозможно представить советское кино: Бондарчук, Лиознова, Мордюкова, Гурченко, Муратова, Рыбников, Польских, Еременко...

 

Всесоюзному Государственному Институту Кинематографии (ВГИК) было присвоено имя С.А. Герасимова. Для Даугавпилса особый интерес может представлять то, что его мать Юдифь Борисовна Эстрович была родом из Двинска!..»

Через тернии


Откликаясь, излагаем обнаруженные факты. С.А. Герасимов (1906–1985) – Народный артист СССР (1948), лауреат трех Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971) и Ленинской премии (1984) – был крещен в поселке Кундравы, который на тот момент входил в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Челябинская область). В своей книге о Герасимове киновед, кинокритик и сценарист Лариса Ягункова пишет, что его отцом был Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863–1909), сын орловского полицмейстера, происходивший из дворян. Окончив Санкт-Петербургский технологический институт, Аполлинарий остался в столице, но был арестован за революционную деятельность на Путиловском заводе. Результатом явилась четырехлетняя ссылка в Енисейскую губернию, по окончании которой он женился на такой же «негласно поднадзорной» – Юдифи Борисовне Эстрович. К сожалению, годы ее жизни в доступных источниках не приводятся, но везде утверждается, что Юдифь Борисовна родилась в семье еврейского купца, в Двинске.

 

Вероятно, любовь еврейки Юдифи к русскому Аполлинарию была столь велика, что ради этого брака она приняла православие, став в замужестве Юлией Борисовной Герасимовой. Примечательно, что ссылки не избежали и два ее брата – народовольцы Михаил и Осип Эстровичи. Оба к тому же участвовали в восстании ссыльных (1889) в Якутске. Для Осипа это обернулось тяжелым ранением, а Михаила впоследствии осудили еще на 8 лет каторги. И Осип, и Михаил, родившийся в 1869 году, – также уроженцы Двинска. Известно, что Михаил был служащим, к революционному движению примкнул в 1886-м.


В 1894 году родители Сергея Герасимова перебрались на Урал, где Аполлинарий Алексеевич устроился механиком на Миасский завод, потом управлял механическими мастерскими в Миасском золотопромышленном товариществе. От своих прежних убеждений не отрекся – продолжал революционную агитацию. Обвиненный в распространении «преступных изданий» был уволен и переселился с семьей на хутор между поселками Чебаркульский и Сарафановский. Тут и появился на свет младший сын Сергей, пятый из детей Герасимовых. Мальчишечке было всего три года, когда отец погиб в геологической экспедиции на реке Сосьве. Молодые Герасимовы росли искателями справедливости, народными заступниками. Мать любила всех, но одного из ее сыновей представления о народном благе привели в Белую армию, тогда как дочь Лидия в 16 лет выбрала большевистскую партию. Сергей же, когда подрос, поступил в реальное училище в Екатеринбурге (1915).

 

Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск. Сережа продолжал учиться. Кроме того, работал на заводе и лесоповале, где расплачивались сплавляемыми и кое-как ошкуренными бревнами – прежде их следовало выловить, распилить на части и дотащить до дома. Рабочему на тот момент шел пятнадцатый год. Было трудно, но сомнений, что жизнь в итоге наладится, не возникало. В 1923-м Герасимовы вернулись в Екатеринбург, Сергей поступил в театральную студию, однако эта учеба принесла только разочарования – уехал в Петроград, где уже проживал его старший брат. Начиналась совсем другая жизнь…


Однажды товарищ Сергея предложил ему пойти в ФЭКС (Фабрика эксцентричного актера), это и решило судьбу – поступление в мастерскую пришлось на переломный момент ее деятельности: из театральной она превращалась в кинематографическую. С 1924 по 1929 год Герасимов много снимался в кино, потом увлекся режиссурой, не оставляя, однако, актерскую работу. Первый звуковой фильм Герасимова-режиссера «Семеро смелых» (1936) вызвал у зрителей неподдельный восторг. В этой ленте снималась Татьяна Макарова (1907–1997), ставшая женой Герасимова. Впоследствии Макарова играла главные роли во многих его фильмах. 

Что было в сейфе


ВГИК носит имя Сергея Герасимова вполне заслуженно – мастер выпустил из стен этого вуза столько замечательных актеров и режиссеров, что только их поименное перечисление заняло бы несколько страниц. Но вот примечательный факт: сын политссыльных не прикасался в своем творчестве к культовым фигурам – ни в одном кадре у С. Герасимова «не наследил» ни Ленин, ни Сталин, да и вообще в его картинах не найдешь ничего явно верноподданнического – фильмы проповедуют лишь общечеловеческие ценности, которые художник мастерски встраивал в советские рамки. В результате зрителям казалось, что на экране предстает сама жизнь, правда в недоступных в реальности формах. Герасимова воспринимали большим дипломатом – он без труда решал многие проблемы. Режиссеру благоволили – и Сталин, и Хрущев, и Брежнев. Авторитет Герасимова казался незыблемым. При этом современники отмечали: Герасимов бывал смел в разговорах, но осторожен в творчестве. Но когда над Параджановым нависла угроза тюремного заключения, первым, кто кинулся к Брежневу с просьбой не судить гениального режиссера, был Герасимов. Оказалось, что в данном случае дело обстояло серьезно – лишь после того, как подключились французская писательница Э. Триоле и ее муж писатель-коммунист Л. Арагон, вопрос удалось решить положительно для Параджанова.


Пишут, что свою маму-еврейку Герасимов предусмотрительно прятал на комфортабельной даче под Москвой. Возможно, это было именно так, но в тяжкий период Шестидневной войны (1967), когда «израильским агрессорам» путь во ВГИК был заказан, Герасимов принял на свой курс двух евреев Л. Бердичевского и Б. Фрумина. Анатолий Козак, выпускник курса Герасимова, отзывался о нем так: «Сергей Аполлинариевич Герасимов – один из самых выдающихся, на мой взгляд, вгиковских Мастеров, человек большой культуры и большого режиссерского таланта, был похож на еврея так же, как, скажем, Николай Второй или Георгий Жуков.


А между тем после его смерти неожиданно всплыла глубоко потаенная им при жизни семейная тайна: мать у него была еврейка! Оказывается, он многие годы скрывал ее на даче, с ужасом опасаясь, как бы не стало известно, что он – русский только наполовину». Другие современники, напротив, сообщали, что Герасимов охотно принимает на свой курс талантливых евреев. И как тут не вспомнить настрадавшийся фильм «Комиссар» А. Аскольдова, обязанный Герасимову своим воскрешением – он не выполнил приказ ЦК КПСС, предписывающий уничтожить все негативы «антисоветской» киноленты. После смерти Сергея Аполлинариевича в его сейфе обнаружился партбилет и уцелевший негатив – больше в металлических недрах ничего не было! Находку можно было трактовать философски: потерять партбилет было так же страшно, как потерять талантливый фильм о жизни. Пусть у Герасимова не получилось защитить киноленту, снятую по рассказу В. Гроссмана, но он все-таки спас ее, что по тем временам было сродни подвигу. Вот уж точно в родителей пошел – такое же революционное бесстрашие! Герасимов был человеком высокой культуры. «Комиссар» вышел в широкий прокат в 1987 году, став единственным советским фильмом, показанным в 126 городах США. Картина, полная щемящих душу и пронзительных мотивов о несказанном благородстве местечковой еврейской семьи, спасающей русскую женщину и ее дитя…


У самого же Герасимова и его жены актрисы Тамары Макаровой детей не было. Мастер жил ВГИКом, своими студентами и заботами о матери, которую боготворил. А еще у супругов был приемный сын – Артур Макаров. Получилось так: когда над сыном сестры Тамары Федоровны Людмилы и ее мужа Адольфа Цивилько нависла угроза ссылки или отправки в детдом, Сергей Аполлинариевич и его жена усыновили мальчика. Так неожиданно по жизни опять скользнула ссыльная тема. В дальнейшем А.С. Макаров приобрел известность как писатель и киносценарист. По его сценарию, к примеру, поставлен фильм «Новые приключения неуловимых». Артур дружил с А. Тарковским, В. Шукшиным, который однажды снял его в роли вора в законе («Калина красная»). Это А. Макаров пригрел в своем доме никому еще не известного художника Илью Глазунова. В его квартире на Большом Каретном «зализывал раны» В. Высоцкий. 3 октября 1995 года Артур Макаров был убит. Убийство связывалось с бизнесом, которым в свои последние годы занимался Макаров, стараясь не потонуть в круговороте изменившегося бытия.


К этому времени его приемного отца уже 10 лет как не было в живых. Последней творческой работой С.А. Герасимова стала кинокартина о жизни Л.Н. Толстого. Герасимов скончался после операции на сердце в ноябре 1985 года. Из этой бессрочной ссылки великий режиссер возвращается к нам только своими кинолентами, в которых так органично переплелось его еврейско-русское сознание. На каком погосте упокоилась мать С.А. Герасимова, неизвестно…