Концерт открылся под громкий стук сердца

Концерт открылся  под громкий стук сердца
22 апреля наша Laima («Счастье») славно отплясывала на сцене Даугавпилсского театра. И сказать, что танцующей не жалея ног исполнилось 60, язык не поворачивался – тот же задор, та же неукротимая энергия! Хотя, если точнее и начистоту, то танцевали уже внуки бабушки «Лаймы» – хореографического ансамбля Даугавпилсского университета, имеющего для многих особое биографическое значение.

Праздничное мероприятие собрало полный зал поклонников и бывших участников неувядающего во времени коллектива. Газета «СейЧас» приметила и Геновефу Барковскую, с танцевального кружка которой некогда все зарождалось – в 1955-м в ДПИ организовалась девичья танцевальная группа, к которой позднее присоединились парни-студенты. 

 

Танцуй, пока молодой!

 

Концерт открылся под громкий стук сердца – пульсировало сердце «Лаймы»… А дальше на экране возникла водная гладь, чайка, летящая над ней, и озаряющее мир солнце – это ли не Счастье?! Как и золотые колосья, взошедшие на черной земле. Первая часть представления посвящалась далекому прошлому, его, по задумке хореографа, танцевали в черном. Для многих этот «черный танец» стал самой запоминающейся частью концерта, когда и музыка, и движения, – всё вовлекало в загадочный, но уже пройденный человечеством путь.

 

Белизна артистично вскидываемых рук говорила: люди во все времена стремились к развитию, как зерно, брошенное в землю, стремится подняться, чтобы увидеть над собой небо и солнце… Но ничего не родится без двух начал – мужского и женского. Земля и корень. Языческие мотивы, хореографом которых выступал Янис Бутквич, завораживали… А музыка постфольклорной группы «Ильги» только добавляла акцентов. Композиция Riti, riti... , о которой идет речь, была поставлена в 1997 году. Однажды ее показали под сводами лютеранского храма Мартина Лютера, говорят, зрелище потрясало своей глубинностью. Кстати, у язычников Лайма – богиня судьбы. 

 

Но время течет, меняя все вокруг. И вот уже главенствует белый и красный. Национальные латгальские костюмы, национальные народные танцы в постановках Я. Буткевича, Э. Белинскиса и выпускников ДУ по специальности «учитель танцев» (такая программа действовала с 1994 по 2004 год. – прим.). Второй блок концерта начался с композиции Pie Dieviņa gari galdi – по признанию руководителя ансамбля Laima Элмарса Белинскиса, одной из его любимых. На сцене властвовали духи природы, которых предстояло задобрить, чтобы вредили поменьше. Призвать, чтобы помогали в любви. Один танец перетекал в другой, как перетекают ручьи в полноводную реку Жизни. Был и озорной танцевальный сюжет с латгальскими поясами. Ох уж эти латгальские девушки, что только они не выделывали в своих легоньких туфельках, тогда как парням приходилось успевать за ними в… валенках! И при этом постоянно нарастающий темп! Безудержная пляска молодости! Увы, она быстротечно проходит, сменяясь зрелостью, когда даже самые захватывающие танцы уступают место зачастую совсем не творческому. Так что танцуй, пока молодой! Успей станцевать свой танец! Одну из композиций в этом блоке поставил Алфред Спура (ныне покойный) – балетмейстер и наставник Э. Белинскиса. Она исполнялась в театре «Дайлес» (2001) во время грандиозного представления Četri meti. 

 

Но вот перед зрителем уже другая эпоха, диктующая современные ей танцы. Даешь обтягивающие джинсы и майки! Третий блок в рамках концерта назывался Pavasaris (2014). Танцы у подножия Эйфелевой башни, на пикнике среди цветов и трав, на улицах европейских городов… Композиции щедро насыщены экспрессией, ритмами, зовущими жить и любить. Танец будто говорил: молодежи открыты все дороги, было бы желание видеть, постигать и реализовывать. А Laima в этой связи лишь добавляет уверенности – те, кто танцевал, танцует и, несомненно, будет танцевать под ее знаком, не спасует перед любыми обстоятельствами. И вообще, вся наша жизнь – это своего рода хореография. В ходе концерта хореографические постановки периодически переплетались музыкальными узорами ансамбля Laimas muzykanti. 

 

Приглашение в «Счастье»

 

Большой вклад в развитие ансамбля Laima внес Леонид Петров, под руководством которого коллектив получил звание народного и стал называться Laima. Звание, с одной стороны, никто не отнимал, но, с другой, – сегодняшнюю «Лайму» народной не называют. Элмарс Белинскис поясняет это тем, что ансамбль народными танцами давно не ограничивается, в его репертуаре и другие композиции. Известно, что после Л. Петрова «Лаймой» руководил Лудис Поселис, позднее у творческого руля надолго встала Рената Эрмане. «В 1979 году я поступил на физмат ДПИ. И тут девчонки из "Лаймы" пригласили танцевать в ансамбле. Я согласился, не думая, что танцы затянутся на всю жизнь. Рената Эрмане – легендарная личность.

 

В ноябре 2015 года ей исполняется 80 лет. Мы решили подключиться к этому юбилею и сделать концертное мероприятие в ее честь. Р. Эрмане много сил положила на работу в области танца, ставила танцевальные номера в разных городах Латгалии и всегда заражала своим оптимизмом. В то время проблем с танцевальными костюмами не возникало – только танцуй и красный флаг по Риге неси на Празднике песни. Главенствовала мысль: культура должна быть социалистической по содержанию и национальной по форме, – рассказывал газете «СейЧас» о минувшем Элмарс. – Репетитором ансамбля был Анатолий Стахорский, в молодости он танцевал в ансамбле Прибалтийского военного округа. Стахорский ставил у нас технику движений.

 

Это был настоящий мастер. Ведь тогда требовалось, чтобы исполнялись танцы народов СССР, не только латышские. Составлялся репертуар и отвозился в Ригу на утверждение. К примеру, если указывалось, что будет поставлено 8 латышских танцев, то столько же должно было ставиться танцев других народов. Их не могло быть меньше, иначе репертуар не пропустят. Стахорский как педагог мог показать движения любого танца. Я после таких репетиций возвращался домой обессиленным, все болело. Репетиции проходили по понедельникам, средам и пятницам с 20:00 до 23:00. В 8 часов начинались занятия в институте. А я жил в Крыжах… Но, видимо, так хотелось танцевать, что все нипочем! Еще и репетитором в "Варпе" подрабатывал. Сегодня репетиции два раза в неделю по три часа. В случае необходимости перед ответственным выступлением можем прихватить еще какой-то день недели», – переходил ко времени настоящему Элмарс. 

 

В процессе дальнейшей беседы стало понятно, что Laima по-прежнему испытывает огромные сложности с танцевальными костюмами. Оказывается, национальные латгальские, в которых участники ансамбля выступали 22 апреля, шились в историческом 1991 году. Костюмы эти – повод рассказать о том, как в этом же году Laima не смогла поехать на фестиваль в Торонто, куда коллектив приглашали латышские эмигранты, традиционно устраивавшие в Канаде дубликат латышского Праздника песни и танца. «Готовясь к этой поездке, мы благодаря ДПИ раздобыли средства на костюмы.

 

Было приподнятое настроение, и мы уже представляли, как будем выступать. Но денег на осуществление поездки не нашлось – Министерство культуры (возглавляемое тогда Р. Паулсом) в средствах отказало, тогда как сами министерские чиновники в Канаду полетели. Результат получился примечательным: на фестивальной арене были отведены конкретные места для каждого творческого коллектива, и на том месте, где должна была стоять Laima, "красовалась" одинокая табличка с названием нашего ансамбля. Через пять лет мы все-таки выступили в Торонто. С деньгами помог Видавский, тогдашний мэр города. Костюмы шить не понадобилось, выступали в тех, что были сшиты в 1991-м. В Канаде Laima заняла 1-е место в смотре хореографии. 

 

С 1991 года прошло более 20 лет, конечно, мы нуждаемся в новых сценических костюмах – от них в значительной степени зависит разнообразие репертуара. Кажется, проблема сдвинулась с мертвой точки – во-первых, ректор ДУ пообещал выделить деньги на туфли для участников коллектива, понадобится в общей сложности 35 пар обуви, каждая по 50 евро. Туфли изготовят на заказ в мастерской Резекне. С костюмами сложнее – они обойдутся в крупную сумму. Надеемся на написание проекта в рамках подходящей европейской программы. Наболевший вопрос с костюмами также придется решать ректору, без его поддержки не обойтись», – уповает на главу ДУ руководитель очень терпеливого коллектива. 

 

Ансамбль Laima, вот уже 30 лет возглавляемый Э. Белинскисом, показывал свое мастерство в самых разных странах. Ему аплодировали в Беларуси, России, Германии, Голландии, Италии, Дании, Италии, в странах Балтии. Памятных наград и благодарственных грамот не счесть! Даугавпилсская Laima, как и прежде, сплачивает творчеством многие национальности. Сюда принимают не по национальному признаку, а по велению души и способностям. В запасниках «Лаймы» хранятся молдавские, гуцульские, белорусские, польские, чешские, немецкие, русские народные костюмы. Элмарс помнит, как, облачившись в них, уносились в танце предыдущие поколения танцоров. И сегодня эти танцы можно было бы поставить на сцене, да только костюмы советского времени требуют реставрации, о которой по понятным причинам и заикаться не приходится. 

 

На вопрос, связанный с тем, что в последние годы наблюдается все больше миксовых танцевальных техник, что хореографы пребывают в поиске необычного и при таком подходе процесс заимствования, когда стили интегрируются в один танец, неизбежен, Элмарс ответил: 

 

– В таком случае надо ставить не латышские народные, а современные танцы. Потому что латышский танец, как и любой другой народный, разбавлять несвойственными ему движениями нельзя. Но, к сожалению, такие техники появляются. Я наблюдал введение в латышские танцы русских шагов, ирландские приемы. Это недопустимо. В направлении народных танцев замечательно работал известный хореограф Игорь Моисеев. Движения народного танца, его хореография должны передаваться из поколения в поколение, как передается реликвия. И в любом танце главное – это состояние души, самоотдача. Порой приходишь с репетиции – и не уснуть, думаешь, прикидываешь, как лучше… «Лайме» повезло с хореографом, Янис Буткевич имеет прекрасное образование, которое получил в Санкт-Петербурге. 

 

Замечу, что всегда грустно расставаться с участниками коллектива, ведь у нас танцуют в основном три года, пока учатся на бакалавра. Поэтому мы рады тем танцорам, кто решает получить степень магистра – эти протанцуют больше. Силой не удержишь – каждый человек строит жизнь по своему усмотрению. «Лайма» всегда рада тем, кто хочет проявиться в танце, – заключил Э. Белинскис, и слова эти прозвучали как приглашение. Приглашение в «Счастье».    

 

P. S. 16 мая в Центре культуры Даугавпилсской краевой думы («Варпа») состоится Большой слет участников хореографического ансамбля Laima разных лет. А осенью Laima отправится в турне по городам Латгалии.