Первые фотографы Динабурга4

Первые фотографы Динабурга
Когда-то и в нашем городе все было первым – первый каменный дом, первый велосипед, начавший свою историю с изобретения колеса, первый автомобиль и первый гудок поезда. Председатель Даугавпилсского отделения общества филателистов Латвии Николай Шкут со своей стороны обращает внимание на первых фотографов Динабурга, а позднее  Двинска. 

– В конце 30-х годов XIX века Нисефор Ньепс и Луи-Жак-Манде-Дагер во Франции, а также Уильям Генри Фокс Тальбот в Англии независимо друг от друга изобрели фотографию. Потребовалось некоторое время, чтобы наладилось производство и фотоаппаратуры, и необходимых материалов, а также для накопления навыков фотографов-пионеров, – говорит Шкут, увлеченный собирательством старинных фотографий. – В двинской прессе начала XX века мне удалось отыскать три объявления 1900-го и 1901 года с фамилиями фотографов и названием фотоателье, работавших в указанное время в городе. Это были фотосалоны Г. Кляцкина, Э. Тильтинга и фотоателье со звучным наименованием «Рембрандт». В календаре-справочнике «Двинчанин» (1914) издателя И. В. Цейтеля, которым я располагаю, упоминается уже об 11 городских фотоателье. Мои пятилетние поиски в данной области привели к тому, что сегодня можно назвать 19 фамилий фотографов, а также увидеть некоторые из сделанных ими фотографий. Итак, в разные временные периоды до 1917 года в Динабурге/Двинске работали Зонвальд, Гулецкий, Шлейфер, Гуревич, Дорум, М. И. Кляцкин, Гилуц, Штейнберг, Тильтинг, Тывалович, Генрих Рудомино, Альтман, Г. Я. Кляцкин, Бурин, Т. Левинсон, Р. Б Червинский, а также фотоателье «Модерн» и «Рембрандт», однако, фамилии фотографов, работавших в них, мне неизвестны.  

 

ПРО ПАСПАРТУ

 

Перечисленные выше фотографы, благодаря своим фотоработам, оставили богатую память о прошлом. Фотографии времени, о котором идет речь, имели, к примеру, такие размеры – 11х16 см (кабинет-портрет) и 7х11 см (визит-портрет). Фото аккуратно наклеивалось на плотный картон, именовавшийся паспарту. На обратной стороне  этих паспарту можно увидеть поясняющие надписи, автограф изображенного и др. Кроме того, обратную сторону фотографы использовали для собственной рекламы – здесь помещалась информация об имени фотографа, адрес фотоателье, а порой и телефон, что было, конечно, редкостью по тогдашним временам. Авторитетные фотографы помещали на паспарту изображения заслуженных на выставках медалей и призов. Те же, кто таковыми не обзавелся, ограничивались штампом с собственной фамилией и адресом фотоателье. При этих традициях заказчик просто не мог получить плохое изображение – ведь тогда все могли видеть, кто в фотографы не годится! Оформление оборотной стороны «медали» порой позволяло уточнять дату той или иной фотографии. Иногда на дошедших до нас паспарту можно увидеть изображения лиц изобретателей фотографии: Дагера, Ньепса и Тальбота. Кстати, первые фотоснимки назывались по фамилии одного из них – дагерротипами, – поясняет Николай Шкут. 

 

А мы, не отклоняясь от темы, приведем исторический факт: 19 августа 1839 года у Луи Жака Дагера болело горло, поэтому на объединенном заседании французской Академии наук и изящных искусств подробности технологии изготовления дагерротипа сообщал его друг, физик Доминик Франсуа Араго. «Гениальное изобретение… Мы убеждены, – говорил Араго, – что нельзя не видеть значения дагерротипа. Он займет почетнейшее место в ряду изобретений и открытий, получивших признательность человечества». Позднее будет выпущена брошюрка с детальным описанием процесса, дагерротип очень быстро распространится по всему миру, не обойдя стороной и Динабург, входивший в Витебскую губернию. 

 

8 октября 1839 года подполковник путей сообщения Теремин произведет удачный опыт «снятием через дагерротип Исаакиевского собора, и тем самым докажет, что и под 60 градусов широты осенью дагерротип не теряет своего действия». Так начиналась великая эпоха дагерротипа. Технология Дагера основывалась на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающие изображения. Но если уж докапываться до истоков, то первая фотография «Вид из окна» все-таки была сделана ранее – в 1822 году французом Ньепсом, но она до наших дней не дошла. Зато сохранилась вторая его фотография, относящаяся к 1826 году, изображение, конечно, оставляет желать… Тем не менее это драгоценный раритет.

 

ОСОБЫЙ РЕКВИЗИТ

 

«Предполагаю, что некоторые фотосалоны в нашем городе передавались по наследству, в ином случае – перепродавались. При этом каждый последующий владелец считал своим долгом сообщить об этом на обороте паспарту, что только добавляло последнему клиентуру и авторитета от предыдущих владельцев. К примеру, фотоателье Тываловича ранее принадлежало Тильтингу, а фотосалон Тильтинга перешел к нему от Зонвальда и Гулецкого; фотосалоном Альтмана ранее владел Рудомино. Сведения, имеющиеся на паспарту, позволяют утверждать, что в числе первых фотографов Динабурга были Зонвальд, Гулецкий, Г. Кляцкин и Штейнберг, фотографировавшие до 1893 года и поздней. Фотоателье ушедшей эпохи имели особый реквизит, запечатленный на фотографиях. Это дорогие шторы, кресла, стулья, тумбы и прочее...» – рассказывает Николай Шкут.

 

Дополним повествование собирателя тем, что, помимо перечисленного, непременным атрибутом фотосалонов являлось устройство, помогающее удерживать постановочную позу. Это был фиксатор головы, который крепился на кресло или стул. В течение всего сеанса позирующий оставался неподвижным, да еще и при ярком солнечном свете. По этой самой причине фотопортретирование становилось притягательной мишенью для шутников: процесс походил на пытку!

 

«Фотографии старого времени несут в себе информацию о моде, о том, как одевались разные слои общества, об актуальных на тот исторический момент украшениях и обуви», – продолжает Н. Шкут и предъявляет в подтверждение своих слов массу фотографий. Рассматривая их, газета «СейЧас» узнала и о том, где находилось то или иное фотоателье, так как  их адреса также можно было увидеть на обратной стороне паспарту. К примеру, фотосалон В. Штейнберга располагался в Динабурге на улице Офицерской, позднее, после переименования города в Двинск, – на улицах Владимирской и Дворянской. Фотоателье «Рембрандт» работало в Двинске на улице Александровской, 37, «напротив казначейства», туда можно было позвонить по номеру телефона 199 и узнать, готовы ли фотографии. Чтобы сняться у фотографа К. Гулецкого, следовало прийти в дом №16 по улице Владимирской. А вот фотограф К. Зонвальд «раскручивал» фотодело не только в Двинске, но и в Мариенгофе!

 

В коллекцию даугавпилсского собирателя входят также старые фотоальбомы и почтовые фотокарточки. На одной из них представлена наша Погулянка в ее курортную и прекрасно обустроенную для отдыха пору. Причем в данном случае один фотограф снимал, как отдыхающих фотографирует другой. Эта редкая почтовая фотокарточка, датированная  17 июня 1913 года, была отправлена в Лион (Франция) под знаком Всемирного почтового союза. После 1917 года паспарту для фотографий использовались все меньше».

 

«У меня не ослабевает желание пополнять коллекцию старых фотографий, потому что это очень интересно и познавательно. Буду весьма признателен желающим пообщаться со мной на эту тему. Меня можно найти в обществе филателистов (Дворец культуры) по воскресеньям», – приглашает Н. Шкут. 

 

ПОЧТОВЫЕ КАРТОЧКИ

 

Почтовые карточки на основе фотографий, о которых упомянул Н. Шкут, стали издаваться с конца XIX века. Известно, что в период до 1918 года было издано более 500 видов почтовых карточек Динабурга/Двинска. Их издателями в основном явились местные писчебумажные магазины. Однако видовые почтовые карточки Двинска издавались также в Санкт-Петербурге (издательство А. Суворина), Минске, Берлине, Вильно, Стокгольме. Краеведы считают, что последние видовые почтовые карточки с видами Двинска, находящегося в составе Российской империи, были изданы в 1916 году.

 

В период немецкой оккупации (Вторая мировая война) было издано небольшое количество почтовых карточек на очень плохой бумаге, их можно увидеть в периодической печати того времени. С 1959 года издание почтовых карточек с видами Даугавпилса возобновилось. Так, издательство Latvijas valsts izdevums выпустило целый комплект открыток по фотографиям Штейна, а в 1964-м – комплект по фотографиям Д. Гедзюна, который позднее были переиздан издательством Liesma.

 

В 1990-х годах началось широкое издание цветных фотографий-открыток с видами Даугавпилса – снимки города стали входить в фотоальбомы, буклеты, книги…

 

В 2000 году Олег Степанко составил и издал каталог почтовых карточек Двинска-Динабурга (1899–1918). 

 

Благодаря кропотливому труду собирателей старых фотографий сохраняется память о том, как выглядел наш город, его дома, здания и люди сто и более лет назад. Сравнивая фотоснимки, невозможно не отметить, что фотографии века XIX доносили до тех, кто держал их в руках, намного больше информации, чем моментальные фото, которыми, как из пулемета, строчит нынешняя действительность. Но ведь и в таком скоропалительном подходе отражается дух времени! Хотя сегодня колесо фотоистории, кажется, все больше поворачивает вспять – строгость черно-белых фоторабот подчас восхищает больше цветных. Ох, уж этот чарующий минимализм, концентрирующий взгляд на значимых элементах, когда четкость кадров не позволяет усомниться в привете, посылаемом из времени, откуда родом все наши предки.