Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

26 июня 1941 года: в город пришла война15

26 июня 1941 года: в город пришла война
Великая Отечественная война, как известно, началась 22 июня нападением немецких войск на Советский Союз. В Даугавпилс эта страшная и жестокая война пришла на пятый день после её начала – 26 июня 1941 года.

 

Накануне. В Даугавпилсе находилась 23-я стрелковая дивизия, которая уже в первый день войны (22 июня) направилась к западной границе. Добраться до неё солдатам было не суждено – подразделение было разгромлено в Литве механизированными частями фельдмаршала Макштейна, погиб и её командир. Таким образом защищать город от врага остались лишь вспомогательные подразделения этой дивизии под командованием майора Еськова. Одна из рот заняла позиции у Крепости, второй поручили охранять мост, которой был заминирован сапёрами. Вдоль дамбы были вырыты окопы, в которых засели военные в ожидании наступления с вражеской стороны.

 

26 июня 1941 года: в город пришла война
Как обороняли Даугавпилс. Перед штурмом города в Даугавпилс проникли фашистские разведчики. Изучив обстановку, они доложили своему командованию, что военных защитников в городе – считанные единицы. Гитлеровское командование воодушевилось. Взятие двух мостов – шоссейного и железнодорожного – было поручено 800-му диверсионному полку «Бранденбург». Большинство диверсантов свободно владели русским языком. Всего в операции по захвату мостов участвовало 30 диверсантов. Переодевшись в красноармейскую форму, они сконцентрировались на Гриве. Часть немцев сели в лодки и направились в Гаёк, чтобы атаковать советские войска с тыла. Оставшиеся двинулись к железнодорожному мосту. Уже близ моста завязалась перестрелка, командовавший нападавшими немцами офицер и несколько его солдат были убиты или ранены. Но мост врагу удалось захватить, все его защитники были перебиты. Под шальные пули на мосту попало немало спешивших на работу или по своим делам горожан.

 

Из воспоминаний архимандрита Кирилла (в миру – Леонида Владимировича Начиса), уроженца Гривы:

 

26 июня 1941 года: в город пришла война
«Это был четверг, пятый день войны. На хуторе слышим вдруг стрельбу ружейную и пулеметную, - не знаем, в чем дело. Утром рано встал, приехал в Салиену (в течение года при советской власти я трудился учителем в Салиенской школе под Двинском). Там стали выдавать деньги, - люди жили не богато, порадовались жалованью - а когда роздали все, узнали, что как раз в это утро немцы взяли город Двинск (Даугавпилс). В этот день в Двинске погиб мой старший брат Александр, священник. Родители наши жили в Гриве, на одном берегу реки, а он - в самом городе Двинске, на другом. В самый разгар военных действий он, направляясь в Гриву, оказался на мосту через Двину, за который шел бой, и был убит. Так мы потеряли нашего брата старшего, но подробности обстоятельств его гибели остались нам неизвестными».


После взятия железнодорожного моста в город вошли фашистские танки и вооружённые автоматами пехотинцы. Завязались бои на улицах города. В ходе этих боёв пострадали многие дома, особенно – здание нынешней городской думы и почтамта. Оставшиеся в живых советские солдаты отступили к северо-западной окраине города, где расположились у озера Губище. Ими была занята оборона в районе скотобойни, еврейского кладбища и водокачки (2 последних объекта ликвидированы в 70-80 гг). Командование Северо-Западного фронта, узнав о происходящем в Даугавпилсе, перебросило сюда резервные части вместе с заместителем командующего фронтом генерал-лейтенантом Степаном Акимовым, который прибыл в наш город днём 26 июня. Благодаря ему было организовано несколько контратак и отбиты танковые наступления.

 

Бои в городе кипели два последующих дня, особенно ожесточённые – 28 июня, когда Даугавпилс был наполовину отбит от немцев Красной Армией. Однако советская пехота была практически лишена поддержки тяжёлой техники, имея при себе лишь лёгкое стрелковое оружие. Катастрофически не хватало боеприпасов. Становилось ясно, что город не удержать и придётся сдать врагу. Непродолжительная оборона города сорвала план нацистского руководства, по которому они должны были быстро взять Ленинград. За три дня боёв Даугавпилс был разрушен больше, чем какой-либо другой латвийский город. Всего же трёхдневная борьба за Даугавпилс стоила вермахту свыше 200 жизней военнослужащих.