Читатель: «Нет даже памятного знака об этом выдающемся человеке!»13

Читатель: «Нет даже памятного знака об этом выдающемся человеке!»
Не секрет, что к ценителям памятного знака «Посвящение Ротко» (автор Ромуальд Гибовский), установленного на берегу Даугавы, принадлежат не все. Многие из горожан до сих пор называют его «странной штуковиной», тогда как туристы ждут объяснений от гидов. 

Туристам объясняют: памятный знак указывает на улицу Шоссейную (18 Новембра), где семья Ротковичей проживала с 1892 по 1913 год. 

 

Но вот что нам пишет житель Даугавпилса Станислав Глазков:

 

«Уважаемая редакция! Это место у основания дамбы узурпировано, т. е. не к месту здесь поставлено это сооружение (памятник Марку Ротко), которое нам предлагают в виде символа города. Эта конструкция должна находиться в Крепости, в Центре Ротко. А что здесь должно быть? Ответ прост: по праву исторической справедливости это место принадлежит памяти человека, больше всех сделавшего для благополучия жителей города. Имя его – Павел Петрович Мельников. Заслуга его в том, что он спроектировал и построил дамбу. То есть избавил жителей города от постоянного страха перед наводнением! Но к стыду неблагодарных потомков до сих пор нет даже памятного знака об этом выдающемся человеке! Как сказал. А.С. Пушкин: "Мы ленивы и не любопытны!"» – приводит слова поэта ратующий за справедливость. 

 

А вот вам другой взгляд: «Сквозь большие тяжелые металлические формы можно рассмотреть творческую пустоту неба и реки, постоянно меняющийся пейзаж – совсем как на классических полотнах Марка Ротко». Эти слова начертаны на сайте для туристов. Впечатляет? Кто-то возразит, что «пустоту неба и реки» можно рассматривать и вне металлических «рам», причем пейзаж будет меняться точно так же, но у художников свое видение. 

 

Однако пора обратиться к личности Павла Петровича Мельникова (1804–1880) – выдающегося российского инженера, ученого, одного из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва, первого министра путей сообщения Российской империи. Мельников известен также как автор проекта предохранительной дамбы в Динабурге по правобережью реки. Это он, Мельников, исследовал причины наводнений в районе крепости и предложил методы решения насущной проблемы. Так что и самой крепости есть за что ему поклониться: Мельников – защитник крепости и города от разливов реки.

 

В проекте, представленном Совету путей сообщения 8 ноября 1830 года, и последующей работе «Записки о причинах наводнений реки Западная Двина и о способе предотвращения от вредного влияния оных – города Динабурга» Павел Петрович излагал свое суждение о возведении специальной дамбы, которая оградила бы крепость и форштадты города со стороны реки. Для защиты от наводнений самой Динабургской крепости предлагалось у прибрежных фортов одновременно с постройкой дамбы произвести насыпку гласиса на полную высоту, а также укрепить его подошву прочной набережной со шпунтовыми сваями. Для спуска же снеговой или дождевой воды, которая могла бы накапливаться в замкнутом дамбой бассейне, Мельников предлагал устроить у устьев р. Шуницы, впадающей в Двину, у крепости и у ручья, что ниже по течению, два шлюза. Строительство дамбы несколько задержало вспыхнувшее польское восстание (1831), работы были завершены в 1841 году. Дамба Мельникова протяженностью около 7 км, решила проблемы крепости и форштадтов Динабурга. Более того, крепость получила возможность использовать наводнения в оборонительных целях. На верхнем участке дамбы было устроено шоссе, включенное в Петербургско-Ковенский тракт. Позднее вдоль дамбы начали строить дома, так образовывалась Шоссейная улица, на которой однажды поселится семейство Ротковичей. 

 

Вклад П.П. Мельникова для Даугавпилса трудно переоценить. Конечно, этот человек достоин памятника так же как и П.Ф. Дубровин, имя которого носит городской парк. 

Кстати, обоих – и Мельникова, и Дубровина – звали Павлами, получается, знаковое для города имя. Примечательно, что вопрос о создании памятного знака в честь Мельникова в СМИ периодически поднимают не историки, а простые даугавпилчане. Но, похоже, людей наконец услышали. Так, главный архитектор Департамента строительства и городского планирования Даугавпилсской думы Инга Анцане, комментируя тему газете «СейЧас», заверяла, что в ходе обустройства правого берега реки Даугавы (на предмет возведения там променада, о чем не раз сообщалось) будет выбрано место для установления памятного знака, посвященного П.П. Мельникову. Проект это предусматривает. Планируется проведение конкурса, однако пока нет ясности в отношении конкретной суммы, которая будет выделена на «памятные» цели. «Установке памятного знака Мельникову должно предшествовать обсуждение с общественностью, чтобы не получилось так, как со знаком "Посвящение Ротко", когда мы получаем нарекания от горожан», – отметила И. Анцане. А на вопрос, нравится ли главному архитектору инсталляция в адрес известного американского  художника, ответила вопросом: «А Ротко всем нравится?» Вот и понимай как хочешь. Во всяком случае радует, что променад вдоль Даугавы предполагает свои концептуальные акценты, в том числе возрождающие нашу историческую память. В то же время о передвижении «Посвящения Ротко» в какую-то другую область городского пространства речь не идет, что позволяет предположить: предусматривающийся памятный знак (или памятник) в честь Мельникова и его уникального сооружения металлический «поклон» Ротко не отодвинет – место занято. 

 

Итак, где именно будет установлен знак памяти родителю нашей спасительной дамбы и как он будет выглядеть, пока неизвестно. Но ведь главное, что он все-таки будет!