Айвар Брок – в борьбе за музыку5

Айвар Брок –  в борьбе за музыку
Так получилось, что с директором Даугавпилсского музыкального училища им. Станислава Брока – Айваром Броком газета «СейЧас» беседовала сразу после католической Пасхи, а посему и первые вопросы интервью касались этого светлого христианского праздника.

Оказалось, что Айвар Брок, значительная часть жизни которого связана с музыкой, встречает Пасху, как и большинство наших горожан, – в пасхальном спектре: костел, «манипуляции с крашеными яйцами», пожелания мира и добра близким и, конечно, праздничное застолье. А вот что до сочинения пасхальных песен или пьес, то их Брок пока не написал, хотя прежде замечательно проявлялся в духовной музыке. У него, к примеру, заказывала произведения для хора Аглонская базилика. Одно из них было исполнено в сопровождении оркестра в 1993 году, когда Латвию посетил Папа Римский Иоанн Павел II, на электронном органе в тот знаменательный момент играл сам композитор.  

 

Следовать примеру

 

Сегодня Айвар Брок не только депутат Даугавпилсской думы (Латгальская партия), он также возглавляет Даугавпилсское общество поддержки культуры, руководит Ассоциацией музыкальных учебных заведений Латвии, является членом правления Ассоциации оркестров Латвии. Все это помогает продвигать проекты. К примеру, Городское общество поддержки культуры создавалось для того, чтобы в период обрушившегося на Латвию кризиса противостоять желанию чиновников ликвидировать Даугавпилсское музыкальное училище. В отстаивание своей точки зрения его директор вовлек и самоуправление Даугавпилса. Училище удалось сохранить, но на очереди были уже другие проблемы, требующие решения. В подобных случаях и депутатство не помешает, хоть Брок признает – это для него не главное. И как быть, если сама жизнь заставляет включаться в те или иные процессы, а тут без рычагов не обойтись. В то же время к активным депутатам он себя не причисляет; хоть и пытается «вникать во все документы и как-то реагировать». Большая загруженность предполагает нехватку времени на главное дело жизни, но что делать, если и за музыку по-прежнему надо бороться, в том числе на политическом уровне. 

 

Положение музыкальных учебных заведений Латвии завидным не назовешь. «Сейчас государство обеспечивает лишь 70% от того, что оно должно давать на зарплату. А в недавнем прошлом было и того меньше. В Латвии 95% музыкальных школ и школ искусств принадлежит самоуправлениям, они содержат и школу, и технический персонал, и администрацию – государство выделяет деньги только на зарплату, как уже было сказано, 70% от необходимого. Государственными считаются те музыкальные заведения, при которых созданы и училище, и школа. Таких в Латвии не больше девяти, включая Даугавпилсскую музыкальную школу при училище, поэтому нам со стороны государства выделяются средства и на зарплату, и на все остальное. Чтобы повлиять на создавшуюся в отношении других музыкальных школ ситуацию, нужна политическая воля. Тут можно вспомнить и о частных музыкальных школах, которых до кризиса в стране почти не было. До кризиса не было, а в кризис стали появляться! В 2011 году вдруг открылись ворота для государственного финансирования таких музыкальных заведений в отношении зарплат. То есть на фоне того, что средств не хватало и не хватает на государственные училища и школы, озаботились частными. Странный подход», – говорит А. Брок, продолжающий терпеливо объяснять чиновникам причины, по которым детям полезно посещать музыкальную школу. Прислушаемся к его доводам и мы. «Во-первых, играть – это значит следовать традиции.

 

В иные времена музыке в обязательном порядке учили всех аристократов, потому что музицирование – это апофеоз светских манер, – говорит Брок. – Во-вторых, музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, ведь заниматься инструментом следует постоянно и регулярно, в любое время года, в будни и праздники. Музыка таким образом воспитывает характер. В-третьих, занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, запоминает нотный текст, сознает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить». Развивая  эту мысль, Айвар Брок приводил в пример не только Альберта Эйнштейна, игравшего на скрипке, но и современных профессоров физики и математики Оксфорда, которые составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Вдогонку шел и такой факт: играющие и поющие лучше запоминают иностранные слова. Интересным показалось утверждение о том, что музыка ведет к вершинам компьютерных наук – неслучайно Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. Указывалось и на такой парадокс: музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, следует быть мужественным. «Музыкальные занятия в детстве дарят максимальную выдержку и артистизм на всю жизнь. К тому же музыка воспитывает людей, способных делать несколько дел сразу, она приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Замечено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: музыка – лучший путь к жизненному успеху. Обратите внимание на успешных людей в любой области, поинтересуйтесь, не занимались ли они в детстве музыкой? Пусть даже недолго и без особого рвения. Уверен – выяснится, что занимались! Так пусть ваши дети следуют их примеру», –  задает направление Брок. 

 

Газету «СейЧас» также интересовало, насколько остро сегодня стоит вопрос приобретения музыкальных инструментов в школе и училище. Возник он отчасти и потому, что знаменитый дирижер Марис Янсонс, получивший Большой музыкальный приз Латвии, передал прилагающуюся к нему денежную премию (1500 евро) своей первой музыкальной школе для приобретения музыкальных инструментов. По словам Брока, Dаугавпилсскому музыкальному училищу таких подарков еще не делали. Правда, несколько лет тому назад организация американских латышей «Даугавас ванадзес» выплачивала одноразовую стипендию двум лучшим воспитанникам училища. Кстати, Айвар Брок и сам побывал по приглашению эмигрантов в Нью-Йорке, где выступал в нескольких концертах вместе с флейтисткой Илоной Кудыней. В основном исполнялась латышская музыка, но были и импровизации Брока на тему картин М. Ротко и фильмoв А. Тарковского. Айвар Брок отмечает, что американские латыши – это совсем другое общество. Позитивно то, что они держатся вместе, спонсируют сообща свой центр, но есть и печаль – в этой среде очень мало молодежи. 

 

Централизация зашкаливает

 

Со слов А. Брока, в отношении приобретения музыкальных инструментов картина складывается такая: музыкальные школы самоуправлений (негосударственные) инструментами обеспечены лучше. До 2013 года на инструменты для государственных музыкальных заведений выделялось крайне мало средств, если точнее, то Даугавпилсское музыкальное училище получало – 3000 латов в год на все про все, на эти деньги следовало справляться и с техническими нуждами: приобретение компьютеров, недостающей мебели и т. д. Отрадно, что в последнее время ситуация изменилась: теперь целенаправленно выделяют на инструменты от 15 до 25 тыс. евро в год. Однако хороший концертный рояль и за эти деньги не купишь, такой инструмент стоит гораздо дороже. К дорогим инструментам относятся и аккордеоны. Даугавпилсское муз-училище и музыкальная школа гораздо лучше обеспечены струнными и духовыми инструментами – они дешевле стоят. Но если нужен качественный аккордеон, то студентам приходится изыскивать варианты: молодые музыканты обращаются в благотворительные фонды, размещают «просительную» информацию в Интернете и т. д. 

 

Айвар Брок говорил с сожалением и об отсутствии государственных программ для поддержки юных талантов. Стипендии лучшим во время учебы сводятся к 60 евро. И такой нюанс: максимальная стипендия зависит от количества учеников: чем их меньше, тем стипендия выше. Был год, когда максимум составлял 75 евро. В Даугавпилсском музыкальном училище в настоящее время обучается 80 студентов, в школе музыкальную грамоту постигают 430 детей. Помимо действующих здесь музыкальных отделений, в том числе отделения по теории музыки, А. Броку хотелось бы создать отделения легкой музыки (джаз, поп и рок). Чтобы эти мечты стали явью, нужны соответствующие преподаватели и дополнительные деньги, конечно. С другой стороны, любой осуществленный проект сначала представал идеей…

 

С видимым удовольствием Брок называл имена достигших успеха  выпускников руководимого им музыкального заведения, таких как солист Латвийской Национальной оперы Рихард Мачановский, окончивший также Музыкальную академию им. Я. Витолса; вокалистка Катрина Крумпане, окончившая академию и магистратуру в Германии, теперь ее голос звучит в Южной Корее. И конечно, наша Вера Талерко, которая в этом году оканчивает магистратуру в Вильнюсе – у девушки уже подписан контракт с Норвежской оперой. Среди выпускников Даугавпилсского музыкального училища не только успешные вокалисты, но также пианисты и аккордеонисты.

 

Следует помнить, что в Даугавпилсе обучаются музыке не только городские, но и сельские дети, для их проживания предусмотрено общежитие. Талант, если он есть, пробьется, главное – развиваться, а возможности для этого в Даугавпилсе есть.  

 

Айвар Брок восхищен Финляндией, где ему довелось побывать. В этой стране даже во время кризиса не экономили на культуре и музыкальном образовании в частности. В Финляндии действует закон о симфонических оркестрах, которых здесь очень много, тогда как в Латвии – всего четыре, включая камерный. При этом три симфонических оркестра находятся в Риге. Где справедливость? «Свой симфонический оркестр должен быть в каждом регионе Латвии. В нашем регионе его вполне можно было бы создать на базе Даугавпилсского музыкального училища. Горожане и гости города должны иметь возможность слушать живую симфоническую музыку. Но в Латвии этому препятствует слишком большая централизация. Между тем в памяти многих еще живо время, когда в парках с эстрад часто звучала музыка… Все это оживляло, создавало настроение. В Центральном парке Даугавпилса обязательно должна появиться летняя эстрада, мы работаем в этом направлении. Однако в числе самых приоритетных задач – реновация здания нашего музыкального училища. Построено оно в 1969 году, основательного ремонта здесь с тех пор не было, если не считать замену окон и периодическое латание крыши», – заключил Айвар Брок, в жизни которого музыка вынужденно переплетается с политикой и решением насущных хозяйственных задач. Как говорится: назвался груздем – полезай в кузов, но, находясь в этом беспокойном «кузове» предложенных обстоятельств, Брок еще и рулит.