Даугавпилс: калейдоскоп 1976 года

Даугавпилс:  калейдоскоп 1976 года
Сегодня газета «СейЧас» приглашает своих читателей в прошлое нашего города, отдалившееся велением времени на 40 лет, т. е. в 1976 год.  Узнать, чем тогда жил Даугавпилс, помогла подшивка газеты «Красное Знамя», прекратившей свое существование в 1992-м.

Конечно, этот печатный орган Даугавпилсского городского комитета КП Латвии и городского Совета депутатов трудящихся изобиловал массой лозунгов, служивших одновременно для названия публикаций. Вот характерные примеры: «К новым свершениям в 10-й пятилетке», «Планы партии – планы народа», «Возьмем высокие рубежи!», «Даю рабочую гарантию!», «Личный контролер – совесть», «За экономию во всем!» и совсем уж спорный «Лучше, значит и больше!» Помнится, Владимир Ильич, заветам которого решено было следовать, наставлял как раз в обратном: «Лучше меньше да лучше!» – называлась ленинская статья. Слова эти оказались настолько убедительными, что в дальнейшем превратились в крылатое выражение, означающее, что качество важнее количества. Но как это бывает, усвоили не все. 

 

На страницах даугавпилсского «Красного Знамени» той поры активно обсуждался проект ЦК КПСС к XXV съезду партии, печатались рапорты трудовых коллективов об имеющихся достижениях, всевозможные соцобязательства и прочее. Приводилась и ободряющая статистика. Так, горожане узнавали, что в Даугавпилсе за пятилетку был освоен выпуск 370 новых видов изделий, причем 36 видов выпускалось со знаком качества. «На 120 млн рублей было введено основных производственных фондов – на заводах химического волокна, мотовелоцепей, авторемонтном, фруктоовощехарнилище, холодильнике "Латрыббыта" и других городских предприятиях». 

 

Было бесплатным

 

Сообщалось также, что Даугавпилсское авиационно-техническое училище им. Яна Фабрициуса перешло на подготовку военных инженеров, став третьим вузом в городе. На тот исторический момент в училище преподавали более 20 кандидатов наук, а заместителем начальника училища являлся Герой Советского Союза полковник Иван Александрович Сухоруков (1922–1998). В Великую Отечественную выпускник Серпуховской объединенной военной авиационной школы пилотов и механиков Сухоруков летал на штурмовике Ил-2. Участвовал в освобождении Тамани и Крыма, выполнял спецзадание командующего Северо-Кавказским фронтом по постановке дымовой завесы. С 9 июля 1944 г. в составе полка Сухоруков воевал на 1-м Белорусском фронте, освобождал Польшу. Звание Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина ему было присвоено в мае 1946-го. После окончания войны И.А. Сухоруков окончил Военно-воздушную академию, служил в Белорусском и Прибалтийском военных округах; заместителем начальника ДАТУ он являлся в 1968–1976 гг. После чего Герой войны работал инженером-энергетиком в Даугавпилсском районном управлении сельского хозяйства, а в 1994 году переехал в Смоленск. 

 

Даугавпилс:  калейдоскоп 1976 года
В числе новостей 40-летней давности – открытие заводской водогрязелечебницы, которую локомотиворемонтники назвали цехом здоровья. Она стала единственным в городе лечебным учреждением подобного типа, «сооруженным на общественных началах». «Радует глаз белизна стен и потолков, кафельная отделка, чистота, красивая мебель, ковры. В здравпункте принимают врачи многих специальностей. На 2-м этаже располагается водолечебница. Здесь можно принять йодобромовые, жемчужные, хвойные, морские, соляно-хвойные ванны». Кроме того, упоминалось наличие душа «шарко» и плавательный бассейн с тремя дорожками на 25 м, расположенный в нижней части здания. 

 

Все это, получается, было. Причем (а дальше лучше прошептать) было бесплатным. Поверить в это уже сложно, но ведь еще живы свидетели. 

 

Пальто в кредит

 

Листая страницы 1976-го, можно также узнать, что в январе этого  года в малом зале Дворца культуры химиков вручали паспорта нового образца, первыми их получали лучшие производственники завода и ветераны Великой Отечественной войны. 

 

«Красное Знамя» также информировало о городском Народном театре, который в 1976-м был удостоен диплома II степени в Республиканском смотре народных самодеятельных коллективов. Режиссером театра являлся Игорь Успенский. Театр тогда работал над двумя постановками: «Мужчина и женщина» Л. Зорина и драмой «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса. В мечтах было поставить Шекспира. 

 

В году, который мы сегодня вспоминаем, общественность города отмечала 30-летие музыкальной деятельности и 50-летие со дня рождения заслуженного деятеля искусств ЛССР Станислава Брока. В Центральном доме культуры по этому поводу состоялся авторский вечер юбиляра. В числе тех, кто принял в нем активное творческое участие, был Народный хор «Даугава» и женский вокальный ансамбль «Дайна», в исполнении которого прозвучали латгальские народные песни. 

 

Большая статья в 1976 году посвящалась даугавпилсскому скульптору Индулису Фолкманису. В ней, в частности, упоминалось, что Фолкманис представлял творческую интеллигенцию города на XXII съезде КПЛ. Делался акцент и на том, что увековечивание памяти борцов за Советскую Латвию, создание им памятников скульптор считал своим нравственным долгом. Думаю, доказывать эти слова не надо, памятники Фолкманиса, творца своего времени, – известные акценты Даугавпилса.

 

Даугавпилс:  калейдоскоп 1976 года
«Красное Знамя» «аплодировало» и традиции проведения Министерством просвещения ЛССР музыкального телеконкурса «Что умеешь!». В его заключительном туре участвовали коллективы средних специальных учебных заведений. «Даугавпилс представляли ансамбли музыкального училища: инструментальный под управлением В. Ходукина и струнный – руководитель Н. Слюсарь. Оба коллектива известны интенсивной концертной деятельностью в городе и районе. Успешно выступив в отборочном туре, они вышли в финал конкурса вместе с другими 14 участниками. Жюри присудило и инструментальному, и струнному ансамблям дипломы I степени». Помимо этого, ансамбль В. Ходукина завоевал главную награду конкурса – концертную поездку на БАМ с агитпоездом газеты «Правда». На БАМ отправились участники ансамбля: А. Васин, В. Андреев и С. Щепетков, в том путешествии они были единственными представителями Латвии.

 

В этом же 1976 году в городском универмаге №1 проходила демонстрация моделей женской одежды, головных уборов и сумок. Покупателям было представлено 25 образцов отечественного производства и зарубежных фирм. «Большой интерес вызвали нейлоновые куртки-пальто из искусственного меха, трикотажные платья и костюмы. Показ мод сопровождался советами специалистов о хранении и чистке изделий». При этом любую понравившуюся вещь можно было приобрести тут же, в магазине. А тем, кому приглянувшиеся изделие приходилось не совсем впору, мастера-портные подгоняли его по фигуре в бесплатном порядке. Зимние и демисезонные пальто были разобраны в кредит. Конечно-же, показ моделей, а особенно возможность их купить, вызывали большой ажиотаж – женщинам, пережившим эпоху дефицита, кода правил блат, можно только посочувствовать. Ведь в то время продавец обуви или товаровед воспринимался чуть ли не небожителем. 

 

Газета обращала внимание читателей и на участившуюся кражу легковых автомобилей. В связи с чем рекламировалось противоугонное устройство замок-скоба, запирающий педали автоматически. Утверждалось, что подобрать ключ к этому антиугонному агрегату практически невозможно. «Устройство универсально – педали "Волги", "Москвича" и "Жигулей" можно запереть им без каких-либо переделок». Стоимость чудо-техники, выпускаемой на Московском заводе автоматических линий, ограничивалась 7 рублями.  

 

Про рыбный день и телефоны

 

Другое объявление привлекало внимание покупателей рыбным предложением от Бюро торговой рекламы: «Магазины Управления торговли предлагают вам большой выбор морской и океанической рыбы. Большой популярностью пользуются: скумбрия, ставрида, макрурус, морской окунь, зубан, хек, лихия». Читатели старшего поколения в связи с этим сразу вспомнят о так называемом рыбном дне. Кстати, официальная дата появления Всесоюзного рыбного дня – 26 октября 1976 года. Рыбные дни вводились в общепите по четвергам. Есть версия, что четверг был выбран из остальных дней недели, чтобы не злить рабочий класс, для которого главным оставалось все-таки мясо, а не рыба. Но мяса на всех при известной политике не хватало. Четверг признали самым спокойным днем, на горизонте уже маячили выходные. Актуальность «рыбного» активно продвигалась в массы. СМИ расхваливали преимущества морепродуктов на предмет содержания в них полезных для организма веществ. Регулярно публиковались рецепты различных блюд из даров морей и рек. При погружении в тему обнаружилась еще одна версия возникновения «рыбного дня»: он был введен как ответ на острую нехватку йода у населения. Как бы то ни было, «рыбный день» просуществовал немногим более 10 лет, после чего незаметно растворился среди тотального дефицита продуктов, охватившего СССР на рубеже 1980–1990-х годов. 

 

В заключение отвернемся от рыбы, чтобы проникнуться мечтой жителей микрорайона завода «Электроинструмент». Людей очень интересовало, когда в их квартирах появятся, наконец, телефоны – ведь здание АТС уже построено! 

 

На поставленный вопрос находился ответ начальника районного узла связи В. Шикова. «После сооружения в микрорайоне завода "Электроинструмент" здания новой АТС на 10 000 номеров в нем начаты монтажные работы. Оборудование поставляется объединением "Красная заря" г. Ленинграда. Общая стоимость его и строительно-монтажных работ более 1,4 млн рублей, из них уже освоено 750,3 тыс. рублей и в текущем году предстоит освоить еще 413 тыс. рублей. Оставшаяся сумма – в основном затраты на расширение кабельной сети – будет освоена в 1977 году. В четвертом квартале 1977 года планируется подключить к новой АТС первые 2000 абонентов», – разъяснял товарищ начальник чьим-то теперешним бабушкам и дедушкам.