Екатерина I – калкунский след

Екатерина I – калкунский след
Урожденная Марта Скавронская была объявлена первой российской императрицей Екатериной Первой 23 декабря 1721 года, коронована 7 мая 1724 года.

Даугавпилсский краевед Юрий Чертов напоминает, что в уходящем 2016 году со дня рождения Екатерины I (1684–1727) исполнилось 330 лет. 

 

Краеведы – народ пытливый. Зная о том, что Екатерина родилась в Лифляндии,Чертов решил провести свое исследование на этот счет. В 5-м томе СИА (1964) говорится, что Екатерина I Алексеевна – дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского. И далее: «До принятия православия Марта Скавронская (по другим данным – Веселевская) в Мариенбурге попала в русский плен и вскоре стала фактической женой Петра I. Церковный брак оформлен в 1712 году, в 1724 году состоялась коронация. От брака с Петром в живых остались две дочери – Анна (замужем за герцогом Голштинским) и Елизавета. После смерти Петра I, не назначившего преемника, была возведена на престол гвардейскими полками под руководством А.Д. Меншикова, в руках которого фактически сосредоточилась власть. Сама Екатерина I государственными делами не занималась. Для умаления роли Сената и контроля за антагонистическими группировками («новая» петровская знать – родовитая аристократия) был создан Верховный тайный совет (1726–1730). За несколько дней до смерти Екатерина I подписала завещание о передаче престола Петру II (внуку Петра I)».

 

Юрий Чертов обращает внимание на то, что, по некоторым предположениям, мать Екатерины принадлежала ливонскому дворянину фон Альвендалю, сделавшему ее своей любовницей. Известный в Даугавпилсе московский историк Виктория Шаронова побывала в Калкунах, где  подтвердили: Екатерина I могла быть родом из этих мест. «По крайней мере там проживали ее тети и дяди…» – пишет Чертов, которого это сообщение  и побудило изучить доступные биографические материалы, касающиеся Екатерины I. По ходу дела пришлось признать: в источниках обнаруживается много противоречий. Так, разные исследователи сообщают, что Екатерина по происхождению была то литовкой, то латышкой, то латгалкой, то ли шведкой и даже… еврейкой. «Мол, отец у нее был Самуил, а у прибалтийских народов такого имени нет. Да, Самуил – древнее еврейское имя, такое же, как и Григорий, Михаил, Борис. Такое имя есть в православных и староверческих святцах. Местом ее рождения называют также Кегум (Кегумс), Крейцбург  (Крустпилс), Дерпт (Тарту), Мариенбург (Алуксне), м. Вышки.

 

В одних материалах сообщается, что родители Екатерины умерли от чумы, и она осталась в раннем возрасте сиротой – с трех лет её воспитывала тетя. В других – находим свидетельства, что у Екатерины были родные братья и сестры», – отмечает Чертов. И далее упоминает общеизвестный факт о том, что в 12-летнем возрасте Марта Скавронская попала в услужение к немецкому пастору, богослову и педагогу Эрнсту Глюку, к тому самому, переведшему Библию на латышский язык. С начала 1670-х годов Глюк был проповедником в Лифляндии. Кстати, Эрнст Глюк славен и тем, что перевел на латышский лютеранский катехизис, а также составил азбуку для латышских детей. Будучи человеком высоких нравственных устоев, пастор не одобрял  любовные похождения повзрослевшей Марты, и дабы та не наделала еще больше грехов, выдал ее замуж за шведского драгуна Крузе. Но муж  волею судьбы «поспешил» сгинуть на войне между Швецией и Россией. Когда в 1702 году русские войска взяли Мариенбург, Марта стала военным трофеем, попав в обоз графа Шереметьева, который подарил ее другу и соратнику Петра I Меншикову. Петр увидел Марту в начале 1703 года, в этот миг судьба прачки была решена. Красавицей Марта не была, но, обладая веселым нравом, пришлась по душе Петру, став его любовницей. В 1704 году, ожидая от Петра ребенка, она приняла православие под именем Екатерины Алексеевны. Петр I женился на Екатерине в 1712 году. В этом неравном браке народилось 11 детей, 9 из которых умерли в раннем детстве. Выжили Елизавета и Анна. 

 

«Никаких контактов с родными Екатерина не вела. Но в 1712 году при посещении Риги к ней на прием пришла женщина, назвавшаяся родной сестрой Христиной. Екатерина одарила посетительницу 20 червонцами. После чего, посоветовавшись с Петром, решила разыскать свою родню. Активное участие в этом поиске принимал граф Бестужев. В донесениях на тему продвижения поиска он сообщал: «В мызе Калкуны у майора Фелькерзама жил Мерхерт Ган. У Гана были дочери: Екатерина-Лиза, вышедшая замуж за Яна Веселовского, Дорота замужем за Самуилом Скавронским, Софья замужем за Гринденбергом, Мария-Анна замужем за Веселовским (другим) и сын Вильгельм. У Дороты Скавронской были дети Фридрих, Карл, Анна, Кристина и Марта, она же Екатерина. Не исключено, что после рождения Екатерины родители умерли, и с трехлетнего возраста она жила у тети Екатерины-Лизы, проживавшей в Крейцбурге».

 

Из этого можно сделать вывод, что дед Екатерины Ι Мерхерт Ган проживал в Калкунах. Остальные факты требуют изучения», – отмечает Чертов. 

 

После уточнения всех данных о своей родне Екатерина приказала вывезти родственников из Курляндии в Россию и поселить в разных местах без права общения, предоставив казенное обеспечение. В дальнейшем брату Фридриху, а затем и Карлу были присвоены графские титулы, они были поселены в персональные дворцы в Петербурге.

 

«И тем не менее нельзя считать происхождение Екатерины из низов. Все ее родные имели фамилии, чем не могли похвастаться крестьяне. Петр I испытывал настолько огромную благодарность к Екатерине за ее внимание и разделение тягостей в военных походах, что в 1713 году учредил орден Святой Великомученицы Екатерины, коим и наградил свою жену. Позднее этим орденом награждались великие княгини, дамы высшего света. В народе орден отчего-то прозвали «Клюковка».

 

7 мая 1724 года Петр I короновал Екатерину I с присвоением ей звания «Императрица».

 

В октябре того же года в Петербурге случилось наводнение. Император лично участвовал в спасении утопающих и спас 20 человек. Пребывание в холодной воде ночью утром сказалось на здоровье. Болезнь усиливалась, 28 января 1725 года Петр I скончался.

 

В своих краеведческих изысканиях Юрий Чертов обращает внимание на то, что во многих публикациях утверждается, что Екатерина I оставалась неграмотной.  «Эта версия сомнительна. Пастор Глюк должен был обучить ее грамоте. Для русских она, может быть, и была неграмотная, так как по-русски не писала. Но в архивах сохранилась личная переписка Екатерины с Петром I. Сомневаюсь, что она  свои сокровенные мысли могла доверять стороннему писарю. Известно, что Екатерина обладала хорошей памятью и могла общаться на шести языках.

 

В короткий период правления Екатерины I (1725–1727) было совершено немало полезных дел, в их числе открытие Академии наук; отправка экспедиции Витуса Беринга на Камчатку; улучшение дипломатических отношений с рядом стран. Следуя христианскому обычаю, императрица освободила многих политзаключенных и ссыльных – жертв самодержавного гнева Петра.

 

Екатерина Алексеевна скончалась в 43-летнем возрасте от болезни легких. По свидетельству членов двора, перед своей кончиной, будучи в забытьи, она пела песни то ли на латгальском, то ли на латышском языке. О чем они были?..