"В латвийском хоккее царит полный упадок"4

"В латвийском хоккее царит полный упадок"
В начале нынешнего сезона самым весомым приобретением ХК «Латгале» стал, несомненно, ветеран латвийского хоккея, один из самых именитых хоккеистов рижского «Динамо» и сборной Латвии Александр Керч.

Несмотря на достаточно почтенный возраст для спортсмена (16 марта Александру исполнилось 43 года – прим.), с хоккеем он пока завязывать не собирается. Говорит, что на площадке чувствует себя как молодой, хотя порой дают знать о себе и былые травмы. Но играть на уровне чемпионата Латвии Александру Керчу, по его признанию, вполне под силу. В «Латгале» играет по договоренности, без какого-либо контракта.

 

Александр Керч – воспитанник Архангельской школы хоккея. Вполне мог оказаться в московском «Спартаке». В 1981 году в Архангельске проходил детский турнир среди клубных команд общества «Спартак». Тогда 13-летний Александр Керч стал лучшим бомбардиром турнира. В одном из матчей его команда выиграла со счетом 10:9. В этой встрече Саша забросил 9(!) шайб и сделал одну результативную передачу.

 

После этого и поступило предложение от руководства московского «Спартака» перебраться в столицу. Однако это предложение было отвергнуто. Мальчик не горел большим желанием жить в интернате, да и родители были не в восторге от такой перспективы. Два года спустя Александр уже играл в архангельском «Спартаке», который выступал во Второй лиге чемпионата СССР вместе с латвийским «Латвияс Берзс». Во время игр между этими командами молодого игрока и приметил тренер «Берзс» Владимир Решетников. Как вспоминает А. Керч, во время одного из турниров Решетников неделю прожил в Архангельске с родителями Саши и постоянно уговаривал их отпустить 15-летнего паренька в Ригу. И уговорил. Правда, сам Александр не особо верил, что приживется на чужбине. Поехал в Латвию, прихватив минимум вещей, считая, что очень скоро вернется к родителям. Но судьба распорядилась по-своему.

 

Владимир Решетников поверил в молодого игрока и доверил место в составе команды мастеров «Латвияс Берзс». Через пару лет талантливого парня приметил и тогдашний тренер рижского «Динамо» Владимир Юрзинов. И в 17 лет Александр дебютировал в главной команде ЛССР в матче против «Крыльев Советов» в Москве. Кстати, как раз тогда (это был 1985 год) закончил свою великолепную карьеру хоккеиста знаменитый Хельмут Балдерис. Так что поиграть с мировой знаменитостью молодому таланту не удалось. И Александр, не побоимся это сказать, пришел на смену Хельмуту.

 

В рижском «Динамо» Александр Керч играл до 1991 года. Сыграл 138 матчей, в которых забросил 55 шайб и сделал 45 результативных передач. За сборную Латвии всего сыграл 155 матчей и набрал 134 (59+75) очка, в том числе в финальных турнирах чемпионата мира (группы C, B, A) – 76 матчей и набрал 52 (25+27) очка. В играх за сборную схлопотал 192 минуты штрафа. На чемпионатах мира долгое время был самым результативным игроком сборной Латвии.

 

За более чем 30-летнюю карьеру поиграл в чемпионатах СССР, Латвии, России, Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, за океаном, в том числе в АХЛ (в фарм-клубе «Ойлерз», «Порвиденс Брюинз»), НХЛ за «Эдмонтон Ойлерз». Правда, заокеанская профессиональная карьера не совсем сложилась.

 

– Александр, вы из плеяды игроков того «Динамо», которое  порой называют золотым. В 1988 году рижскому клубу в борьбе с самим ЦСКА лишь немного не хватило, чтобы завоевать золотые медали чемпионата СССР. С кем из того состава вам лучше всего было играть?

 

– Вы точно подметили: это было «золотое» «Динамо». В команде было много хоккеистов высочайшего класса, и пробиться в состав было очень непросто. Все ребята были достойны и выделить кого-то одного из них не могу. Со всеми игралось прекрасно.

 

– Кроме «Динамо» и сборной Латвии, где еще игралось комфортно?

 

– Пожалуй, в Германии. Там очень высокий уровень жизни, неплохой чемпионат. После игр и тренировок игроки постоянно находились в кругу семьи.

 

– Почему не получилось зацепиться в НХЛ?

 

– Во-первых, конечно, из-за незнания языка. В таком случае ты постоянно ощущаешь одиночество, хотя и в «Ойлерз» были русские хоккеисты. Трудно играть, когда не понимаешь, чего от тебя требует тренер. Мне предоставили переводчика, но это было не то. Семья осталась в Риге, приехать не смогла. Потом начался локаут, а в фарм-клубе я играть не хотел. В итоге «Ойлерз» выкупил мой контракт всего за 50 000 долларов.

 

– Какой же контракт был у вас с «Ойлерз»?

 

– Он был заключен на два года плюс еще год. В первый год я должен был получить 230 000 долларов, во второй – 250 000 на руки после уплаты всех налогов. По тем временам вполне приличный договор.

 

– Скажите, а о том, что в ранней молодости вы покинули родительское гнездо и приехали в Латвию, жалеть ни разу не пришлось?

 

– Нет. Считаю, что карьера у меня удалась. Многое для этого сделали Владимир Юрзинов и Петр Воробьев, тренировавшие в свое время рижское «Динамо». Я у них многому научился.

 

– Знаменитая пауза Александра Керча (порой, наблюдая, как Керч держит шайбу в зоне соперника, а к нему мчится чуть ли не вся пятерка соперника, создается впечатление, что его не интересуют ни ворота противника, ни голы с передачами, лишь бы подольше подержать шайбу, демонстрируя филигранную технику, и оставить одного за другим в дураках игроков другой команды – прим.) – этому вы научились еще в Архангельске?

 

– Кое-какие трюки демонстрировал, конечно, и в детстве, но мастерство пришло с годами, с опытом.

 

– Многие ветераны латвийского хоккея сегодня играют в «Монархе», некоторые в «СМС Кредите». Эти клубы предлагали вам играть у них?

 

– Предложения, конечно, были, но я уже договорился с «Латгале».

 

– Тогда поделитесь секретом: как вы оказались в «Латгале»?

 

– Никакого секрета вообще-то нет. Летом нечем было заниматься, и я тренировался вместе с командой из Даугавпилса. Потом поступило предложение со стороны руководства команды поиграть за «Латгале». Я согласился.

 

– И надолго к нам?

 

– Контракта мы не заключали. Договорились, что отыграю этот сезон. Но все будет зависеть от предложений занять тренерский мостик.

 

– Такие предложения от латвийских команд или хоккейных школ вам поступали?

 

– К сожалению, нет. Хотя я предлагал свои услуги в качестве тренера. Тем более что на данный момент учусь в Латвийской спортивной педагогической академии и буду сертифицированным тренером.

 

– Так получается, что Латвии не нужны тренеры с таким богатым опытом, как у вас?

 

– Выходит, что так. И с этим столкнулись многие. Вот, например, такой опытный мастер, как Андрей Матицин, сегодня является безработным. Да и все ребята, которые ведут тренерскую работу, нашли ее за границей.

 

– Значит, и Александр Керч будет искать тренерский пост за рубежом?

 

– Скорее всего. Хотя не очень хочется уезжать из Латвии, потому что придется перестраивать всю свою жизнь, начинать все с начала. Но, видимо, придется.

 

– А если вам предложат тренировать «Латгале», согласитесь?

 

– Это вряд ли (улыбается). У команды есть отменный опытный тренер Юрий Огурейкин. Зачем что-то менять.

 

– Что вы можете сказать о команде «Латгале»?

 

– «Латгале», как и большинство команд в чемпионате Латвии, молодая, в ней есть много молодых перспективных игроков.

 

– Во время матчей даете советы своим молодым партнерам?

 

– Иногда что-нибудь да посоветую, но я не вмешиваюсь в работу тренера.

 

– Недавно стало известно, что воспитанники даугавпилсского хоккея Кристиан Пельш и Виталий Хворостинин задрафтованы молодежной канадской хоккейной лигой, а Пельш поставлен еще и на драфт в НХЛ. О чем это, по-вашему, свидетельствует?

 

– Безусловно, это очень хорошо, что в нашем хоккее есть такие самородки. Но это, так сказать, единичные выстрелы. У нас очень маленькая страна, чтобы каждый год здесь появлялись хоккейные таланты.

 

– Талантливые игроки в раннем возрасте уезжают за границу. Вы это одобряете?

 

– Сегодня в Латвии перспектив нет. Весь хоккей сосредоточен вокруг рижского «Динамо», и если не попасть в эту систему, то лучше всего уезжать, чтобы повышать свое мастерство и набираться опыта. Те же, кто остаются в Латвии, либо очень рано заканчивают играть, либо прозябают на местном уровне.

 

– И какой он, этот уровень, на ваш взгляд, сегодня в Латвии?

 

– Очень низкий. Во многом, конечно, на уровне хоккея, да и не только, сказался кризис. До этого команды имели возможность приглашать довольно сильных легионеров. Сегодня таких возможностей фактически нет, поэтому в чемпионате Латвии играют либо ветераны, либо практически еще дети. В латвийском хоккее царит полный упадок. И у федерации, и у государства к нему чисто формальный подход.

 

Разговоров о развитии этого вида спорта много, но дальше разговоров дело не движется. Поэтому, чтобы молодежь не уезжала за границу, к хоккею нужен конструктивный подход, нужен сильный чемпионат.

 

В составе рижского «Динамо» Александр Керч сыграл 138 матчей, в которых забросил 55 шайб и сделал 45 результативных передач. За сборную Латвии провел 155 матчей и набрал 134 очка, в финальных турнирах чемпионата мира сыграл 76 матчей и набрал 52 очка.