О. Соболевская о втором шансе, социальном бизнесе и лысых кошках9

О. Соболевская о втором шансе, социальном бизнесе и лысых кошках
Олеся Соболевская – человек энергичный и деятельный. Она успевает все: быть заботливой мамой, заниматься бизнесом, участвовать в различных проектах и всегда оказывать реальную помощь нуждающимся: как людям, так и животным.

Олеся – социальный предприниматель. Заняться новым для нас видом бизнеса сподвигла сама жизнь: после выхода из декрета столкнулась с проблемой поиска работы в качестве молодой мамочки и человека с физическими ограничениями. На глаза попались статьи в интернете, заинтересовалась темой и поняла, что по духу такой вид бизнеса ей очень близок. Решили вместе с коллегой – многодетной мамой – попробовать сами и остановились на проекте благотворительного магазинчика. Спустя год этот проект уже официально превратился в социальный бизнес – на ул. Циолковского, 4, работает магазин Otrā iespēja.

 

– Олеся, расскажите о своем магазине?

 

– Опыт таких магазинов в Латвии пока очень мал. Я взяла за основу концепцию charity shop. Она очень проста: вы избавляетесь от ставших ненужными вещей и приносите их в магазин, поддерживая незащищенных социально граждан. Вещам здесь дается второй шанс, а мы, продавая их, вкладываем деньги в другие социально значимые проекты. Открывали магазин, поскребав по собственным сусекам, и были удивлены тому, как много вещей у каждой из нас собралось.

 

– Что для вас было самым сложным поначалу?

 

– Самым трудным было найти клиентов. Мы целенаправленно открыли наш магазин не в центре города, а на отдаленной Химии для целевой аудитории с достаточно низкими доходами. Мы сами не знали, будет ли результат, придет ли к нам покупатель. Но понемногу, маленькими шагами все начинало получаться. Спрос есть, нами интересуются. Теперь уже мы думаем об открытии второго магазина в другом месте.

 

– Какие вещи можно приносить к вам?

 

– Любые: одежду, игрушки, обувь, бытовую технику, мебель, посуду, книги. Самое главное, чтобы вещи были чистыми. Если есть небольшой изъян, мы починим, обновим. Иногда сами отдаем бесплатно ветошь в швейные мастерские, автосервис, приют для животных. При помощи своего магазинчика мы хотим помочь людям и сохранить окружающую среду. Вносим свою лепту, незаметно улучшая жизнь: люди стали меньше выбрасывать ненужные вещи, а значит, теперь и меньше мусора.

 

– Сколько людей постоянно работает в вашем магазине?

 

– Я и продавец-стилист-консультант в одном лице, которая не просто предложит одежду, но и подберет стильный комплект из имеющихся в продаже вещей. Есть еще два волонтера: одну девушку обучаю административной работе, а вторая – молодая одинокая мамочка с двумя детьми – приобретает технические навыки: учится ремонтировать, чинить, красить, чтобы потом можно было зарабатывать себе на жизнь.

 

– Чем отличается ваш магазин от других?

 

– Мы ориентируемся на качество и хотим, чтобы люди по доступной цене получили хорошую вещь. К нам приходят пенсионеры, инвалиды, малоимущие, мы им помогаем, идем навстречу. Для удобства покупателей у нас есть стилист-консультант, большая удобная примерочная с зеркалами, а всем этим может похвастаться далеко не каждый магазин. У нас уже есть свои клиенты, которые специально приходят к стилисту.

 

– Насколько выгодно социальное предпринимательство?

 

– Мы помогаем вещами: что-то продаем, что-то отдаем так. Например, к 1 сентября собирали школьные рюкзаки с канцтоварами для малообеспеченных семей. Вторую часть своей прибыли вкладываем в другие проекты: проводим эко-творческие мастерские (подробнее о них читайте здесь), в которых учим создавать из старых вещей что-то нужное, помогаем приютам для животных в городе и крае кормами, делаем будки.


– С 1 апреля в Латвии вступает в силу новый Закон о социальном предпринимательстве. Насколько он облегчит вам жизнь?

 

– Возможностей у социального предприятия больше, чем у обычного бизнеса. Хотя здесь нужно соответствовать многим критериям: трудоустраивать определенную аудиторию, решать социальные проблемы, сохранять культурное наследие. Важно правильно вести бухгалтерию, поскольку за результатами следит комиссия Министерства благосостояния и в документах должно быть четко отображено, как вы платите зарплату конкретным людям из социальной группы риска, даете им скидки на услуги, а прибыль снова вкладываете в развитие своего дела. Например, создаете продукт или услугу, которая идет на благо общества и приносит пользу людям. Новый закон дает возможность получать льготы на налоги и недвижимость, участвовать в конкурсах, получать гранты и пожертвования от частных и юридических лиц.

 

– Что вы посоветуете тем, кто решит заняться социальным предпринимательством?

 

– В первую очередь, думать глобально, не зацикливаться на конкретной территории. Всегда есть возможность расширяться в других городах и даже странах, а увеличивать целевую аудиторию поможет знание иностранного языка. Во-вторых, подобрать команду единомышленников. Сейчас есть возможность сотрудничать с Биржей труда, получать субсидированные места – это снижает финансовые расходы на предприятии, позволяя больше вкладывать в его развитие. В-третьих, не бояться обращаться за помощью в инкубатор: они консультируют, помогают с помещением, дают софинансирование. Сейчас гораздо удобнее и выгоднее начинать свой бизнес, чем это было 10 лет назад.

 

– О чем еще мечтает Олеся Соболевская?

 

– Сейчас готовится к реализации несколько социальных проектов, и в этом году будем пробовать поддерживать общественные организации: они смогут для своих мероприятий получить от нас финансирование, пусть и небольшое. Еще у меня много идей: хочу создать музей из отданных нам вещей, открыть свой бренд одежды, завести лысую кошку, приобрести авто, чтобы быть мобильнее и претворить в жизнь детскую мечту – стать писателем. Как поэт, думаю, я уже реализовалась, хочу идти дальше.

 

– Пусть у вас все получится! Удачи!