«Мне комфортно в самобытном Даугавпилсе»19

«Мне комфортно в самобытном Даугавпилсе»
Рижанка Юлия Пилснениеце совершила в высшей степени нетипичный для жительницы Латвии поступок: в прошлом году она покинула Ригу, переселилась на постоянное место жительства в Даугавпилс и очень довольна. Grani.lv встретились с Юлией, чтобы поговорить о столице, провинции, ямах на дороге и столетии латвийского государства.

– Итак, Юлия, вы в Даугавпилсе уже несколько месяцев и начали свой бизнес…

 

– Я с августа живу здесь и 1 декабря открыла квест-кафе The Imaginarium.

 

– Давайте с него и начнем. Оно вообще третье в Даугавпилсе, так?

 

– Да. Когда я приехала, то в Даугавпилсе была одна квест-комната, и пока мы готовились открыть свою, появилась вторая. Но это нестрашно, здесь принцип – чем больше, тем лучше. У любящих это занятие людей должен быть выбор, ведь скучно все время ходить в одну комнату. Я перед открытием изучала рынок развлечений в Даугавпилсе, советовалась со знакомыми и выбрала квест-кафе. Сразу хочу сказать, что по сути это антикафе: у нас нет еды, скоро появятся лишь безалкогольные напитки. Моя концепция – создать место не только для квест-развлечений, но и для общения молодежи. У нас будут различные настольные игры, может быть, станем проводить по ним чемпионаты; планируем проведение вечеров отдыха. Мы обеспечиваем хороший wi-fi: молодежи без гаджетов сейчас нет. Приходите к нам тусоваться, у нас есть фишки, которых нет в Риге!

 

– Осталось назвать адрес и телефон…

 

– Улица Ригас, 70а. Резервация возможна с 10:30 до 22:30 по телефону 29887713. И у нас есть домашняя страница: 2play.lv.


– Вы чем-то подобным в Риге занимались?

 

- Я работала в индустрии развлечений – организовывала праздники и вечеринки. Имею опыт работы оператором на почте; очень люблю заниматься обустройством сада, можно сказать, садоводство – мое хобби, хотя своего сада нет, мне друзья и знакомые доверяют свои садовые участки. Вообще же я в Риге больше училась, чем работала, закончила географический факультет Латвийского университета…

 

– Я все оттягиваю главный вопрос – почему вы уехали из Риги к нам?

 

– Давно хотела покинуть Ригу. Она становится безликой и многолюдной, съедает много времени. Мне не нравится, когда ребенку нужно полтора часа добираться до кружка, занятия в котором длятся час, а потом снова – полтора часа дороги домой. В какой-то момент я почувствовала, что Рига копит во мне негатив, у меня стало часто портиться настроение. Так нельзя, мы же плохое настроение несем в дом, выплескиваем на близких людей. Мне не нравятся многие невыполненные обещания рижского самоуправления: дворы по-прежнему плохо обустроены, трудно машину поставить, мне как водителю это важно. А в Даугавпилсе я еду, вижу яму на дороге, на следующий день ее уже нет, залатали. Быстро! Я просто обалдела от этого. В Риге же долго воду льют…

 

– Хм, а вас друзья не отговаривали от переезда в Даугавпилс? Рига к нам часто относится высокомерно-пренебрежительно…

 

– Отговаривали. Столичный снобизм есть по отношению ко всем другим городам, к Даугавпилсу – особо. Мне говорили: «Хочешь уехать, поезжай хотя бы в Вентспилс». Даугавпилс считают безнадежным русским городом.

 

– Это не так?

 

– Не так. Я чувствую себя здесь очень комфортно, здесь оптимальное количество людей. Может, в центре иногда маловато, но по районам вполне достаточно. Здесь не утрачено живое общение, здесь держат слово, с чем в Риге проблемы. Даугавпилс – очень самобытный город, в чем-то первобытный – в хорошем смысле слова. Мне жаль, что многие не понимают этого, уезжают из родных латгальских мест, где жили предки, где находятся родовые гнезда, чтобы жить в «однушке» в Риге и получать 600-700 евро зарплаты. Люди меняют самобытность на безликость. Мне кажется, чем меньше город, тем легче себя проявить.

 

– Говорят, что даугавпилчане мало улыбаются, хотя, если честно, Рига меня тоже улыбками не ослепляет…

 

– Если ты сам улыбаешься, то тебе в ответ тоже улыбнутся. И продавцы в Даугавпилсе хорошие, внимательные, я сразу это почувствовала. Я уже сказала – в Даугавпилсе много живого общения, в Риге же – сплошные гаджеты.

 

– Еще говорят – даугавпилчане нагловатые, злые и любят халяву…

 

– Нет, я ничего подобного ни разу не почувствовала. Здесь умеют договариваться, а халяву в каком-то смысле все люди любят.

 

– В Даугавпилсе совсем не говорят по-латышски…

 

– Да, среда очень русская. Я не латышка, но у меня очень хороший латышский язык, я на нем училась в университете. Буду прилагать усилия, чтобы не забыть язык, буду ребенку помогать. Он в пятом классе, в Риге были латышские друзья, здесь – нет, но ничего страшного: я буду иногда устраивать для него дни латышского языка. Кстати, ребенок очень позитивно воспринял переезд.

 

– Начиная с 10 класса, он будет учиться только на латышском языке, правительство на этой неделе одобрило перевод всех школ на госязык. Как вы к этому относитесь?

 

– Спокойно. Если до 10 класса будет обеспечена хорошая подготовка школьников, то я не вижу тут проблемы. И я считаю, что язык обучения не меняет менталитет, и высшее образование в Латвии в государственных вузах давно на латышском языке. Главное в том, чтобы государство серьезно отнеслось к языковой подготовке детей до 10 класса.

 

– Вам не скучно в Даугавпилсе?

 

– Нет. Конечно, выбор развлечений здесь не так велик, как в Риге, но меня это нисколько не печалит. При этом здесь есть, чем занять детей, есть хорошие кафе, рестораны и т. д.

 

– Наступил год столетия латвийского государства. Эта дата что-то означает для вас, вызывает какие-то эмоции?

 

– Такие даты должны нас объединять. Надо, чтобы наступивший год стал годом единения народов, нужны проекты, способствующие формированию латвийской нации. Я точно про себя знаю, что не хочу уезжать из Латвии. Пять лет я жила в Португалии, там хорошо, и туда стоит съездить в отпуск, но я патриот, верю в светлое будущее и буду его приближать.