В поисках латышского Чапаева. Нил Муйжниекс.

"Латыши не гордятся легионом", — говорит Нил Муйжниекс. Тогда кем? По мере приближения к 9 мая латышские радикалы силятся нагнетать обстановку в обществе, противопоставляя Дню Великой Победы свою "гордость" — 16 марта. Но ничего не выходит. Меркнет придуманное шествие перед настоящей народной памятью. Героизм — штука тонкая, "хромым" на пьедестале не устоять. И кто же настоящие герои Латвии?
— В 2008–2009 годах мы проводили серьезное исследование взглядов жителей Латвии на самые разные предметы, — рассказывает Нил Муйжниекс, директор института социальных и политических исследований ЛУ. — В том числе спрашивали, чем и кем они гордятся — какими историческими личностями, событиями. И выяснили, например, что латвийцы в XX веке больше всего гордятся Атмодой, это 32% опрошенных. Только латышей гордится этим 45%, а русских — 13%. Красными стрелками гордятся 16% русских и 5% латышей.

Самым постыдным событием Латвии было признано участие латышей в деятельности СССР (этого стыдятся 32% латышей и 13% русских), на втором месте — участие латышей в Холокосте (этого стыдятся 26% латышей и 21% русских). Совершенно не гордятся участием латышей в легионе Ваффен СС 37% опрошенных, гордятся этим лишь 5,4% латышей и 1,3% русских. В этом опросе СКДС участвовали жители самых разных возрастов по всей Латвии, так что героями латышей легионеры не являются.

— Зато о них громко кричат, остальные меркнут на этом фоне. На чьих примерах сегодня воспитывается латышская молодежь?

— В этом плане, по–моему, у нас вакуум. Сужу по своему опыту: сколько я встречался со школьниками, интересовался у них именами демократов Латвии, в ответ только молчание. Тут многое зависит от учителей — те, кто "болеет" за развитие страны, народа, ищут информацию и доносят ее до учеников, другим все равно, лишь бы зарплату получать.

— Вас самого в Америке воспитывали в национальном латышском духе. Кто были ваши народные герои?

— Для моих дедушки и бабушки героем был Карлис Улманис, но мои родители и я уже относились к нему более критически. Для меня важны не самые лучшие бойцы, а самые лучшие демократы, и таких людей немало, просто мы о них мало говорим. Несколько лет назад я вел проект "Личности демократии в Латвии", вот они–то и есть мои герои — Янис и Константин Чаксте, Зигфрид Мейеровиц, Гунарс Астра, Жанис Липке, Ита Козакевич, Иван Заволоко, Мелентий Калистратов… Жаль, что даже русским эти имена не особенно знакомы.

— Вокруг какой фигуры, по–вашему, могли бы сплотиться латыши?

— К сожалению, герои недавней Атмоды заметно выцвели и скоро совсем утратят былой героизм в глазах общества, потому что запятнали себя участием в грязной политике. В культурном плане у латышей немало авторитетов, тот же Кришьянис Баронс, а наиболее прогрессивная личность в политике, по–моему, Янис Чаксте. Он, безусловно, первый и главный наш демократ, отец нации, настоящий патриот, выступающий и против нацистских сил, и против советских. Нам надо искать наших героев не во время Второй мировой — уж очень там все политизировано, а в мирное время — до и после.

— Как в Америке относятся к ветеранам Второй мировой?

— Американцы относятся к той войне иначе, чем русские. Да, то была справедливая война, враг был вероломный и жестокий, но это было давно. Потом были корейская война, Вьетнам, Афганистан, Ирак. К ветеранам Второй мировой относятся с уважением. Не знаю подробностей социальной системы, но, думаю, определенные льготы у них есть. Другое дело — ветераны последующих войн. С ними большие проблемы, потому что у них серьезная психологическая травма. За что они воевали? Многим по сей день трудно ответить на этот вопрос. Даже солдатам наемной армии важно знать, что они делают что–то важное для своей страны и она их потом не забудет.

— А кто герои американцев? Кто их Чапаевы, Гагарины, не одни же поп–звезды их кумиры?

— В Америке президенты воспринимаются как монументальные фигуры — Вашингтон, Джефферсон, Линкольн. Это "отцы нации", другим с ними сравниться трудно. Поп–звезд любят очень громко, но узкие слои, поклонники. Тот же Майкл Джексон — герой многих чернокожих, потому что был одним из них, начал карьеру снизу и поднялся высоко. Для либеральной части жителей большой герой Мартин Лютер Кинг. Не только для чернокожих американцев — для всех. Потому что мирным путем боролся за равноправие, за искоренение рабства, которое есть безусловное зло, тормозящее развитие всего общества. Для многих поколений это стало моделью нормальной жизни.

Лично я в детстве брал пример не с исторических фигур, а с близких людей, учителей. Мои герои были маленькие люди, которые добивались пусть маленьких, но конкретных побед. Например, Ральф Нейдер — он боролся за права покупателей. В остальном я довольно критически настроен к истории Америке, чтоб считать ее политиков большими героями. Ну да, Джефферсон — блестящий оратор, писатель, но ведь он оправдывал рабство…

— Как в этом смысле вы воспитываете своих детей — кто их герои?

— Мои дети еще маленькие — им 9 и 11 лет, и они еще слабо ориентируются в истории. Надо будет спросить у них про героев, хотя не думаю, что они у них есть. Они знают Затлерса, Вайра Вике–Фрейберга им очень нравилась, но в целом они дети глобализации: хорошо ориентируются в Интернете, говорят на разных языках, в том числе учат русский, и одинаково удобно чувствуют себя в разных контекстах.

Я, конечно, хотел бы, чтоб они хорошо знали историю Латвии и ее культуру, но сегодня нашу идентичность надо строить не на прошлом, нам надо больше концентрироваться на собственных позитивных достижениях. Которых у нас на самом деле немало — исторически мирное сосуществование наций, религий, мы мирным путем достигли независимости, вступили в ЕС и НАТО, так надо это ценить и развивать. Латыши исторически привыкли не брать на себя ответственность за свою судьбу, потому что политика — это всегда было дело других: русских, немцев, шведов, но уже выросло новое поколение, в сознании которого латвийская независимость всегда была, есть и будет. И наши герои должны вести нас к развитию демократии, а не в смутное прошлое.

ГРОЗА БРАКОДЕЛОВ
Как сообщает Википедия, в 1965 году малоизвестный американский адвокат Ральф Нейдер опубликовал книгу "Опасен на любой скорости", исследование, которое должно было продемонстрировать небезопасные методы конструирования американских автомобилей, особенно "Шевроле Корвейр" и автомобилей "Дженерал моторс". Последняя попыталась скомпрометировать Нейдера, наняв частных детективов для прослушивания его телефонов и расследования его прошлого, и проституток для заманивания его в неблаговидную ситуацию.

Однако никаких компрометирующих сведений компании отыскать не удалось. Когда Нейдер обнаружил эти попытки, он успешно судился с "Дженерал моторс" по поводу вторжения в частную жизнь, вынудив компанию публично принести извинения и выиграв 425 000 долларов в качестве компенсации. Значительная часть этой суммы пошла на дальнейшее расширение его деятельности по защите прав потребителей.

Сотни молодых активистов, вдохновленных работой Нейдера, присоединились к его проектам. Они стали известны как "рейдеры Нейдера". Ведомые Нейдером, они расследовали случаи коррупции в правительстве и опубликовали десятки книг с результатами.

В 1971 году Нейдер основал негосударственную организацию "Гражданский активист", сегодня она насчитывает более 140 000 членов и ведет расследования деятельности конгресса, органов здравоохранения и др.