«Мы должны сами заботиться о рожденных в Латвии детях»

«Мы должны сами заботиться о рожденных в Латвии детях»

По новым правилам Кабинета Министров, возможности усыновления латвийских детей за границу существенно ограничиваются. Так, иностранцы больше не смогут усыновлять детей  из приемных семей. Исключение – заграничные родственники.

Иностранные граждане вправе усыновлять детей своих супругов, детей опекунов, если они их родственники, детей, находящихся в учреждениях опеки – в случае, если в Латвии невозможно обеспечить им должного воспитания и ухода. Одна из целей разработанного Министерством благосостояния нормативного регулирования – способствовать усыновлению детей из учреждений опеки, но не из приемных семей. 

 

«Думаю, мы пришли к той стадии развития общества, когда должны сами заботиться о рожденных в Латвии детях, – говорит министр благосостояния Янис Рейрс. – Наш первый шаг: мы заявили, что против усыновления за границу детей, которые находятся в приемных семьях. 

 

Конечно, хотелось бы запретить любое усыновление за рубеж, но есть часть детей с довольно тяжелыми диагнозами. И если есть люди за границей, готовые брать ребенка в таком состоянии, у меня нет морального права оставлять его тут и держать в социальном или детском доме – таких мы будем продолжать отдавать» (LR-4). 

 

Глава ведомства также указал на то, что латвийцы пока не хотят брать по несколько детей вместе, т.е. когда дети – братья и сестры. Другое дело – взять одного ребенка. «И если при зарубежной адаптации есть возможность не разрушать семью – мы не можем отказать. Также пока будем отдавать на усыновление за границу подростков – у нас их тоже не очень активно берут», – поясняет Я. Рейрс. (Легче всего усыновляются малолетние дети. – Прим. авт.) По сведениям министра благосостояния Рейрса, за границу в основном адоптируют здоровых детей. То, что иностранцы спасают больных латвийских детей, – миф. 

 

По данным Госинспекции по защите прав детей, в минувшем году впервые в приемных семьях Латвии воспитывалось больше детей, чем в детских домах. Снизилось и количество проживающих в детских приютах малышей до трех лет. 

 

Предыстория

 

На проблему массового усыновления латвийских детей за границу неоднократно обращала внимание Минблага организация «Спасите детей», она же писала в ООН, указывая на нездоровую ситуацию, сложившуюся в сфере адопции.  

 

В интервью LR священник Юрис Цалитис, глава Центра поддержки сирот Zvannieku māja, рассказывал, что экспорт латвийских детей за границу начал набирать обороты в 2004-м году. «И на самом деле господин Шлесерс был тем, кто тогда все это укрепил и превратил в систему. Из Министерства благосостояния сам ушел один (человек), который был ответственен за адопции, так как он увидел возможности «зеленой поляны» – создания своего зарубежного филиала здесь». По словам Цалитиса, такая ситуация сложилась в бытность министра по делам семей и детей Айнара Баштиса. Проливал Цалитис свет и на то, сколько зарабатывали на адопции латвийских детей: «Мы знаем от людей, вовлеченных в последние годы в процесс, что расходы в связи с адопцией как на том конце в Америке, так и у нас – это минимум 50 тыс. долларов США. Некоторые поговаривают даже о 90 тыс. долларов. Быстро посчитаем: если мы отправляем более ста детей, сколько миллионов где-то свободно плавают, а соответствующие люди их выуживают». Между тем, латвийцы годами стоят в очереди, чтобы адоптировать ребенка, причем им не показывают даже фото кандидата.

 

У иностранцев же за плату – привилегии, например, фотогалерея или возможность через Фейсбук отслеживать поступление новых детей. Дважды в год посредники организуют детям выезды в американские гостевые семьи, обходя таким образом очередь на адопцию (Latvijas radiо). Расценки агентств на услуги – в среднем около 30 тыс. долларов. 

 

В Латвии акредитовано 15 зарубежных агентств, информирующих о латвийских детях через Интернет. Еще недавно страна экспортировала своих детей наравне с Болгарией, Украиной, Киргизстаном, Африкой. Тогда как Литва и Эстония приостановили этот процесс. За 10 лет для адопции за границей было передано 1367 латвийских детей. (Rus.lsm.lv).  

 

Ю. Цалитис возмущен тем, что из приемной семьи в любой момент могли вырвать ребенка. Таких детей «посылают по каким-то мистическим причинам (больше сотни ежегодно) за границу». По его мнению, институт приемных семей был искусственно изуродован – такая форма семейного воспитания не позволяет опекунам и воспитанникам эмоционально привязаться друг к другу слишком сильно – они знают: это не навсегда, в перспективе – разлука. 

 

И жить счастливо…

 

Однако не все так однозначно. 

 

Огласку получил случай 14-летней Даши. Проживая в приемной латвийской семье, она мечтала о семье настоящей. Девочку захотела удочерить супружеская пара из США, да и она сама искренне привязалась к этим людям, но в это самое время в Латвии продвигался запрет на усыновление детей из приемных семей за рубеж. К счастью, история успела закончиться хорошо, мечта Даши о родителях сбылась, запрет на удочерение за рубеж на тот момент еще не был принят Сеймом, а затянулось удочерение потому, что министр благосостояния просто не подписывал документы, необходимые для адопции. 

 

«Я очень рада, что наконец-то всё закончилось. Я смогу с моей семьей полететь в Америку и жить счастливо…» – говорила девочка, которую в Латвии никто не захотел назвать свой дочерью. Перспективы быть адоптированным в подростковом возрасте в нашей стране малы, каждый год семью находят лишь единицы. 

 

А вот другой пример. 

 

Воспитанница рижского детдома рассказывала о своих поездках в Америку, речь шла о проекте «145», когда в Интернет выкладывают информацию о ребенке, чтобы семья могла выбрать. «Например, меня выбирают, и я определенного числа лечу к ним на месяц. О том, нормальные они или ненормальные, узнаю только, когда с ними встречусь».

 

 

Элита Праневска, председатель Даугавпилсского сиротского суда:

 

«Есть европейская установка до 2023-го года реализовать программу деинституционализации, предполагающую в том числе процесс постепенного расселения воспитанников детских приютов по семьям или групповым квартирам. Процесс расформирования приютов в Латвии уже начат. Минблаг утвердило изменения в нормативных актах (июль 2018; ноябрь 2018), существенно увеличены пособия приемным семьям, открыты центры поддержки приемных семей. Много средств вкладывается в создание семейной среды. С учетом такого позитива, было бы некорректно продолжать отправлять 

 

в том же количестве детей за рубеж, вырывать их из уже созданной семейной среды. Надо учитывать и нашу непростую ситуацию с демографией. Хватит уже быть донором для заграницы. Тем не менее, дети, у которых процесс адопции был начат до вступления в силу новых правил, уедут от нас. А вот с июля Минблаг уже не выдает направлений на знакомство с детьми из приемных семей». 

 

Продолжение – в следующем номере