Вахта памяти2

Вахта памяти
На прошлой неделе позвонил Имант Брицис, командир поисковой группы «Динабург». Сообщил: с 21 по 30 августа в лесу под Илуксте организуется международная Вахта памяти – 2014, связанная с подъемом останков солдат, павших в Первую мировую войну в этой местности.

Как помнят наши постоянные читатели, в прошлом году газета «СейЧас» не единожды выходила с публикациями на тему перезахоронения останков 38 солдат-ратников Первой мировой, которые были упокоены с миром 16 ноября на Биркенельском погосте (Калкунская волость). Произошло это благодаря поисковикам объединения «Патриот». В августе 2014-го нас ожидала новая встреча под знаком Памяти. 

Предстоит большая работа


С шоссе свернули на грунтовку, петляющую среди вековых елей. По обеим сторонам дороги лесная чаща. Но вот впереди замаячило что-то яркое – это ветер развевал полотнища флагов над стилизованными воротами вахты, через которые мы и въехали. Встретил Имант Брицис, руководитель поисковой группы «Динабург» (входит в объединение «Патриот»). Узнаем от него, что это флаги международного проекта «Наша Победа», в рамках которого действуют поисковые организации России, СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, а также флаги этих стран. Развевался и флаг Российского военно-исторического общества (РВИО), ощутимо поддержавшего поисковую Вахту-2014 в финансовом плане. В общей сложности лесной лагерь рассчитан на 50 человек, для которых подготовлены палатки, оборудованные самым необходимым. Отдельная большая палатка с высоким потолком выполняет функцию столовой, здесь нас угощали макаронами по-флотски и кофе. В этот раз поисковики (некоторые из них прибыли на Вахту с женами и детьми) позаботились о своем устройстве основательно, есть даже баня на колесах старенького ГАЗ-66, а также душевые и биотуалеты. Ребята сами смастерили столы и скамейки – на земле никому сидеть не надо, учитывая, что погода склоняется в сторону осени, это важно. Оригинально смотрелись полотенца на веревке, натянутой среди высоких сосен. Художники бы восхитились: авангард! «Не беспокойтесь, мы все за собой уберем. По окончании Вахты территорию принимает лесник», – заверял меня один из поисковиков.


Вахта памяти
Имант указывал на информационный стенд, где среди копий архивных фотографий карта данной местности 1916 года – отмечена территория захоронения солдат, служивших в 17-й пехотной дивизии в составе 19-го корпуса (состав 17-й пехотной дивизии: 65-й пехотный Московский Его Величества полк; 66-й пехотный Бутырский полк; 67-й пехотный Тарутинский полк; 68-й лейб-пехотный Бородинский полк). Александр Борисов, командир поискового объединения «Патриот», рассказал, что на это место поисковики первоначально вышли благодаря общению с местными жителями, которым доводилось находить в лесу небольшие таблички с именами солдат, первоначально закрепленные на крестах, которые с течением времени сгнили. На некоторых табличках еще можно разглядеть имена павших. Но на большей части этих найденных свидетельств фамилий уже не разобрать.

 

Предположение поисковиков, что именно на этом месте находятся захоронения, подтвердилось документами из Российского военно-исторического архива в Москве (Фонд 5-й армии, опись 1, дело № 997). Было установлено, что данное захоронение мыслилось первоначально как временное – планировалось, что по окончании войны оно в числе других будет перенесено в единый мемориал, однако грядущие исторические события никак не способствовали этому. Братская могила так и осталась в латгальском лесу. Согласно архивным данным, в этом месте под Илуксте только за январь-февраль 1916 года был похоронен 71 воин. В основном это рядовые Императорской армии, останки которых сегодня решено перезахоронить возле старой илукстской дороги, где уже существует официальное захоронение солдат Первой мировой войны. Эксгумацию следует провести в ближайшее время – по объяснению поисковиков, латвийское лесничество Latvijas valsts meži намерено занять эту площадь под посадку саженцев. На все работы получено добро от Комитета братских кладбищ.

 

Предстоит большая работа: эксгумация, описание останков каждого солдата, в то время как в одной могиле их может находиться несколько. Останки надо постараться идентифицировать, составить описание найденных рядом с ними предметов. Только после этого они будут помещены в специальные контейнеры для последующего захоронения.  

Литовский подход


Среди участников международной Вахты памяти – руководитель вильнюсского общественного объединения поисковиков «Война и мир» Владимир Казаков, разговорившись с которым газета «СейЧас» узнала, что в Литве полностью запрещена поисковая работа при помощи металлодетекторов. «Несколько лет назад были зафиксированы случаи разграбления курганов, могильников. Народ обнаглел – раскапывали и грабили даже древние захоронения балтов, викингов. Преступники тогда понесли заслуженное уголовное наказание, но под эту разборку, к сожалению, попали и поисковики. Сегодня, чтобы заниматься поисковой работой, нам надо заключить соглашение с профессиональным археологом, который должен подать заявку в Департамент культурного наследия. Это все очень затратно. Раскопать квадратный метр "до материка" – подпочвенного пласта земли – обойдется в 300 литов (85 евро). Для подъема останков одного бойца надо выкопать площадь 2 х 3 метра, т. е. только на эксгумацию пришлось бы затратить 521 евро. Приходится идти на небольшую хитрость – сообщать в полицию, что вот там-то и там-то обнаружены останки.

 

Полиция возбуждает уголовное дело, и в этом случае экспертиза производится за счет государства. Ввиду подтверждения факта, что это останки времен войны, уголовное дело закрывается. Начинается работа по эксгумации и т. д., но поисковики от участия в ней полностью отстраняются. Этим занимаются исключительно государственные структуры на уровне самоуправлений. Как правило, все найденные останки солдат в Литве хоронят на едином Воинском кладбище. Если в отношении Второй мировой войны в стране существует 220 кладбищ, то по Первой мировой отдельные кладбища в Литве, можно сказать, отсутствуют. В случае необходимости перезахоронения останки этого периода везут на общее Воинское кладбище, где покоятся участники всех военных конфликтов начиная с 1812 года до 1991-го, погибшие при защите телебашни», – поясняет В. Казаков.

Лицом к Востоку


От Иманта Брициса газета «СейЧас» узнала, что в 2013 году, когда под Даугавпилсом поднимались останки 38 воинов, параллельно шли работы по эксгумации останков воинов Первой мировой войны в Екабпилсском районе, тогда поисковиками были подняты останки 218 солдат Русской Императорской армии, принявших смерть на Якобштадтском плацдарме (1915–1917). В текущем году их останки перезахоронили на территории воинской братской могилы в пригороде г. Екабпилса (м. Асоте), где при содействии посольства РФ перед этим прошли восстановительные работы. В ходе эксгумации останков обнаружились письма и медаль за храбрость с номером. Сейчас выясняется личность бойца, которому она принадлежала, запрос подан в Российский военно-исторический архив. Восстановительные работы были проведены и на территории старого кладбища в Илуксте, где существуют воинские захоронения Первой мировой войны. В результате архивно-поисковой работы удалось восстановить имена 13 захороненных здесь солдат. Имант делает акцент на том, что под Илуксте русские солдаты ходили и в рукопашные бои. В полках после таких схваток оставалось по 300–400 штыков. А бывало, что полк выбивался полностью, сметаемый ураганным огнем немецкой артиллерии. Весь сентябрь и часть октября 1915 года в районах Двинска и Илуксте проходили ожесточенные бои. 23 октября Илуксте был взят штурмом, что считалось наибольшим успехом германских войск этого периода на данном направлении.


По ходу нашей беседы ребята вспомнили Александра Гизая, одного из старейших поисковиков Украины, руководителя военно-патриотического объединения «Каскад» в Луганске. Александр Александрович Гизай погиб 2 июня 2014 года при авиаударе по зданию областной администрации – шел на встречу со своей женой, заместителем командира отряда первой помощи Красного Креста. «Не дошел…» – вздыхает А. Борисов, добавляя, что именно Гизай помог в свое время его семье отыскать могилу деда.


Благословить поисковиков на правое святое дело перед началом работ прибыл иерей Александр, служащий в храме-часовне Св. благоверного князя А. Невского. Во время панихиды о покаянии душ, схороненных здесь почти столетие назад воинов, расплакался теплыми «слезами» дождь. «Покой, Господи, усопших раб твоих…» – просил батюшка. Всем присутствующим при этом следовало повернуться лицом на восток (по православным традициям умерших кладут лицом к востоку). На востоке неизменно восходит солнце… На востоке – Родина, за которую отданы жизни.

P. S. На момент сдачи газеты в печать стало известно, что поисковики подняли останки 70 солдат, найдены фрагменты обмундирования, нательные кресты. Работы продолжаются.