Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Как гуляли Лиго2

Как гуляли Лиго
Совсем скоро в Латвии возвестят о том, что «вся хорошая трава – трава Яна», традиционно прибавив: «Лиго, Лиго…», потому что трава эта «цветет вечером накануне Яна дня, Лиго…».  Совсем скоро –праздник летнего солнцестояния, отмечающийся на государственном уровне.

Возведенный в государственный статус Лиго или Янов день награжден официальными выходными. Один из исторических акцентов наступающего праздничного действа с древними языческими корнями – плетение венков – дубовых или из полевых цветов.

 

Мы тоже попробуем вплести в венок предстоящего повествования самые разные сюжеты нынешнего и давно уже минувшего бытия.  

 

Бей Ян в медный барабан

Лиго, Лиго...

На венце столба ворот

Лиго…

 

Лиго на территории нынешней Латвии славили уже во времена крестоносцев, а вернее, еще до них. Крестоносцы пришли, но Лиго хоть и «подвинулся» немного в тень, своих позиций не сдал. Католики никак не могли взять в толк, зачем прыгать через костры или купаться в росе. Но в местном народе «лиговские» привычки сидели так глубоко, что церковь, в конце концов, смирилась, сделав шаг назад, чтоб сделать два шага вперед.

В многовековой биографии праздника встречались и другие трудности, тем не менее, он дошел до XXI века, не растеряв своего значения и обычаев. Чтобы искоренить Лиго, надо было уничтожать прошлое, когда во времена земледелия высокие языки костров означали соединение земли с небом. Такое покушение оказалось невыполнимым.

 

Согласно легендам о Янисах, этим именем называли людей, свято верующих в силу природы. Янис – главное божество плодородия. Всех Янисов следует задабривать, чтобы на землю и хозяйство снизошло благоденствие. 

 

Среди поверий, связанных с Лиго, есть одно для привлечения легких денег. Чтобы такое желание исполнилось, надо собрать между полуночью и часом ночи на Лиго 12 разных полевых трав и цветов. Потом взять 12 монет из белого металла, опустить травы и монеты в стеклянный кувшин с водой и оставить настаиваться до рассвета. На рассвете воду процедить, раздеться и омыть ею грудь и плечи. Оставшуюся после «процедуры» траву просушить и хранить до следующего Янова дня, а 12 монет раздать как милостыню. Если всё будет сделано правильно, то каждый месяц в течение года к вам будут нежданно-негаданно приходить легкие деньги либо какие-то материальные блага.

 

На укрепление любовных уз тоже есть предложение. На рассвете надо вместе с любимым кататься нагишом по росе и целоваться. Но только целоваться, на большее в течение дня не настраивайтесь! Лиго дает такое пояснение древнему ритуалу: эротическая энергия, укрепленная контактом с землей и небесной росой, способна связать мужчину и женщину крепкими эмоциональными узами. После заката солнца запрет на любовные ласки отменяется, что называется, приятных утех!

 

Можно напомнить и о том, то роса обладает лечебным эффектом, в ней собирается вся сила растений, кроме того, считается, что роса помогает сохранить красоту. Наши предки уверяли: особую силу роса имеет во время восхода. Янова ночь коротка, поэтому надо постараться провести ее с максимальной пользой. 

 

Плетем «венок» дальше

 

А теперь узнайте о том, как Лиго связано с самым большим валуном в Латвии, зачисленным в природные памятники государственного значения. Этот валун находится в глубине леса, около 6 км на восток от железнодорожной станции Ницгале. Размеры камня таковы: длина 10,5 м, ширина – 10, 4 м, высота – 3,5 м, окружность – 31,1 м, наземный объем – 170 м3. В 1938 году по указанию главного лесника Ницгальского лесного хозяйства А. Йотсона в камне было выбито три ступени. За каждую заплачено по 5 латов некоему Лаускису. И теперь экскурсанты могут без особого труда покорять каменную вершину. Существует версия, что в XVIII веке на части плоской поверхности массивного валуна были установлены стол и стулья. Здесь собирались передохнуть и отобедать охотники из числа помещиков Калупе, Ликсны, Варкавы и других окрестностей. Старики также рассказывали, что у этого камня в конце XIX века и в начале XX-го встречалась сельская молодежь, чтобы хорошенько повеселиться и отметить праздник Лиго. Кто-то танцевал на утрамбованной площадке рядом с камнем, а кто-то отжигал прямо на его могучей спине. Вероятно, и в рамках нынешнего Лиго найдутся желающие преуспеть в этом виде народного творчества.

 

Не отклоняясь от темы, плетем «венок» дальше. На очереди случай при авторстве Норы Дрике.

 

– Она была настолько влюблена, что даже не помнит, была ли в то время замужем или нет. Яновы травы были, но венок еще не был сплетен. Ее самым красивым, единственным и шикарным украшением в тот вечер были часы Rolex («Ролекс»), которые американская тетушка подарила брату, но тому браслет оказался мал, и часы перешли в собственность сестры. Из-за блестящего, эластичного браслета она носила сокровище циферблатом вниз – чтобы походило не на часы, а исключительно на браслет. Это было круто! Вечер Янова дня на селе в компании прошел с большим весельем, танцами и играми. Она даже не заметила, что украшения на руке больше нет. В утренней дымке вместе с другом пошла погулять. Возвращаясь обратно к костру, парень заметил в траве нечто блестящее. Часы Rolex в коровьей лепешке! Веселье вспыхнуло с новой силой. Часы отмыли, Янова ночь их не повредила.

 

Любимого человека больше нет рядом, и часов больше нет. Но если бы тогда часы не пропали и не нашлись, может быть, улетучились бы и воспоминания об этой Яновой ночи. Ты молодой, счастливый, у тебя пропали часы, ты идешь искать цветок папоротника – и находишь! («Цветок папоротника и "Ролекс"»).

 

Ночной побег

 

А сейчас воспоминаниями о реальном случае, связанном с праздником, поделится Анджил Ремес. Дело было в конце 1950-х годов, когда у лидера лиепайского футбола – команды «Сарканайс металургс» – внезапно появился серьезный соперник – местная команда Тосмарского поселка, в ней в основном играли футболисты, направленные служить в военный городок из разных республик СССР. «Суровая повседневность военных моряков их миновала – главным было тренироваться и играть в футбол. Теперь лиепайских любителей футбола не столько интриговали игры с лучшими рижскими командами, сколь взаимные матчи обоих представителей города. Это были принципиальные дуэли, и казалось, что как одним, так и другим важнее высокого места на чемпионате Латвии была победа во взаимных сражениях. При жеребьевке розыгрыша Кубка Латвии выпало так, что на следующий день после Янова дня обе команды должны были встретиться в четвертьфинале. И кто теперь уже вспомнит, кому в голову пришла мысль о переводе команды тосмарцев на корабль, чтобы те не поддались соблазну праздновать и расходовать силы в самую короткую ночь Лиго. На всякий случай под вечер корабль отчалил от берега и встал посреди канала военного городка.

 

В составе команды было несколько латышей, и что это за латыш, который в ночь Лиго не захочет заставить душу ликовать?! Да и некоторые сыны других народов ничего не имели против знакомства с латышскими национальными традициями. Убедившись, что вся команда почивает, тренеры спокойно уснули в своих каютах. Когда напротив корабля, в Чертовой деревне, загорелись Яновы костры и зазвучали песни Лиго, группа футболистов тихонько соскользнула в воды канала и вскоре уже находилась среди празднующих.

 

На следующее утро уже в начале занятий тренеры поняли, что произошло. Разговор был коротким: проиграете, вся команда на целый месяц – в воинскую часть и без всяких увольнительных. Надо было видеть, как зверствовали на поле тосмарцы! Казалось, в тот день они были способны стереть в порошок любую противостоящую им команду. И хотя в составе «Сарканайс металургс» играло 10 футболистов из сборной Латвии, Тосмарский поселок победил со счетом 4:2».

 

После подобных воспоминаний как не уверовать в то, что Лиго прибавляет сил тем, кто с интересом вовлекается в его действо.

 

Осталось вплести в наш венок последний и, прямо скажем, приметный нюанс – по сообщению международного агентства AFP (Agence France-Presse), избранный на пост президента Латвии Раймонд Вейонис по своим религиозным взглядам – язычник. Именно так отмечено самим господином Вейонисом в Facebook. Интересно, как смотрят на сей факт представители официально признанных государством конфессий, ведь язычество по своим самым существенным характеристикам – полная противоположность тому же христианству. При разнообразии видов язычества есть признаки, характерные для большинства из них: натурализм, идолопоклонство, магизм и мистицизм. Но что греха таить – во многих из нас до сих пор уживаются и христианин, и в некотором смысле язычник. Однако хотелось бы, чтобы язычество в человеке ограничивалось его бережным отношением и к природе. В этом смысле, конечно: «Лиго, Лиго…»