Куршские дали2

Куршские дали
Этим летом с семьей исследовали Куршскую косу. Доехали до Клайпеды, откуда переправились паромом на косу. Переправа туда и обратно (вместе с машиной) по одному билету обошлась в 12 евро. Чтобы следовать дальше, надо заплатить еще 10 евро: Куршская коса – Национальный лесопарк Литвы диктует свои условия. 

Паромы снуют от одного берега к другому, исправно доставляя пеших и «конных». После переправы большинство в желании испытать ребячью радость направляется в новенький еще дельфинарий, где свои способности демонстрируют дельфины и их тренеры. Мы тоже побывали в гостях у черноморских афалин. Час представления пролетел минутой. (Билет для взрослых стоит 9 евро). И все-таки сегодня рассказ о другом… 

 

Экономические интересы

 

Куршская коса – это когда слева спокойные воды Куршского залива, а справа – накатывают друг на друга пенные гребни Балтийского моря, вблизи которого в июле ветер разгулялся с особенной силой. Залив богат разнообразной рыбой, ввиду чего на побережье немало рыбных лавок. Рыбные блюда – в каждом здешнем ресторанчике. Когда-то ежегодная выручка от рыболовства в Куршском заливе была так велика, что до Второй мировой войны он сохранял репутацию богатейшего рыбного бассейна Германии. 

 

Куршские дали
Большая часть домов на Куршской косе – деревянные, обитые досками по традиционному принципу, когда по стыку пускается узкая рейка, вероятно, чтобы гуляка-ветер на задувал. В покраске домов здесь издавна «исповедуют» три цвета – белый, коричневый и голубой. Края крыш скрепляют ветровые доски и коньки, украшенные орнаментом, что восходит к мировоззрению древних балтов. Было время, когда через пролив, соединяющий море с заливом, проходил путь «из варяг в греки». Одним из самых воинственных народов давно минувшего бытия были курши – умельцы строить корабли. Оттого и коса Куршская, курши и Курляндии (Курземе) название дали. В X–XIII вв. эти племена организовывали морские грабительские походы не хуже викингов. В «Саге об Инглинде» Стурлусон сообщал, что в те времена в датских храмах молили Бога, чтобы тот защитил от куршей. 

 

Куршские дали
В местном историческом музее рассказали, что к концу XIII века Куршская коса была завоевана рыцарями Тевтонского ордена. Да и как было не обратить внимание на столь лакомый кусочек – коса служила кратчайшим путем из Кенигсберга в Мемель (Клайпеда), соединяя Ливонскую и Тевтонскую ветви ордена. Курши постепенно смешивались с другими балтийскими народами, участвуя в этногенезе литовцев и латышей. (Один из прямых потомков куршей – почти вымерший к XXI веку народ курсениеки). С ростом числа путешествующих по Куршской косе создавались места постоя – трактиры. Зачастую дата дарования привилегий корчме (трактиру) являлась и началом поселения рядом с ней. Корчмари, как и отправленные на косу миссионеры, были людьми ордена. Чаще всего на постоялые дворы наведывались почтовые курьеры. Корчмари зарабатывали и продажей алкоголя, за что платили мзду. Корчмы северной части косы платили налоги Клайпедской комтурии, а южной – Кенигсбергу. Поэтому существующая поныне граница, разделяющая косу на северную и южную часть, изначально преследовала экономические интересы. (Куршская коса протянулась на 98 км от Клайпеды до Зеленоградска Калининградской области. Половина косы принадлежит Литве, половина России). 

 

Особый памятник

 

Первые отдыхающие появились на косе в поселке Шварцорт (Юодкранте) в 1840 году. Сегодня самый протяженный город Куршской косы – Неринга. Это скорее не город, а конгломерат из поселков Юодкранте, Пярвалка, Прейла, Смилтине, объединенных в одну административную единицу с центром в Ниде. За уникальность и первозданность здешних мест с разнообразными пейзажами Неринга внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО. К тому же Куршская коса – единственное место в Литве, где рыбацкие поселения сохранились в малоизмененном виде. Своеобразный музей архитектурно-этнического наследия под открытым небом. И если даже погода не выдалась, здесь есть на что посмотреть. К примеру, можно навестить языческое кладбище с могильными памятниками древних племен – крикштами. Правда, это уже не оригиналы, а копии, изготовленные народным мастером Йонушасом, но все равно производят впечатление.

 

С 1884 г. рыболовецким судам поселений косы предписывалось иметь вымпел поселка и флюгер с опознавательным знаком на острие мачты. Флюгеры украшали резьбой, что делало их похожими на гербы. Фишмейстер мог без труда определить принадлежность лодки, и если она вышла в залив во время запрета, наложить на владельца штраф. Сегодня разноцветные флюгеры рыбацких поселков вращаются на высоких жердях, указывая направление ветра всем кому не лень поднять голову.

 

В прошлом Юодкранте был известен как место добычи янтаря. И хоть сейчас этот промысел, можно сказать, сошел на нет, купить янтарь у здешних торговцев проблем не представляет. Ассортимент изделий поразительный, цвета – от привычного медового до белого и черного. Много янтаря в серебре. Действует и Янтарная художественная галерея.

 

Куршские дали
До XVII–XVIII вв. вся Куршская коса была покрыта лесом, сейчас участки леса сохранились вокруг Юодкранте и у Ниды. Ущерб лесам нанесла Семилетняя война (1756–1763). В это время в Клайпеде строили военные корабли, древесина для которых доставлялась с Куршской косы. Потом край выглядел ужасно – на пути песка не оставалось препятствий. Песчаные бури насыпали огромные горы, которые приближались к рыбацким деревушкам, оттесняя местных жителей к заливу. Только в начале XIX века прусские власти озаботились спасением Куршской косы. Началось сооружение защитного вала на побережье.

 

В числе путешественников, ехавших по косе из Пруссии в Курляндию или еще дальше, были и представители европейской элиты. Так, в начале XVIII в. здесь проезжал король Пруссии Фридрих Вильгельм III, королева Луиза, министр образования Пруссии Вильгельм фон Гумбольдт. Этот почтовый путь потерял свое значение в 1833 г., после того как проложили дорогу Тильзит – Таураге – Санкт-Петербург. Сегодня на косе царит порядок. Вдоль залива тянется прекрасно обустроенная набережная – променад и велодорожка. Велосипеды здесь в большом почете, а еще теннис и виндсерфинг – как только на море усиливаются волны, можно созерцать водные «аттракционы» прямо с пляжа. А еще Куршская коса – рай для нудистов, потому те, кто вид отдыха «в чем мать родила» отрицают, должны смотреть в оба! Если, не задумываясь, свернете на одну из дорожек лесополосы с целью выйти на берег моря, запросто угодите к нудистам. Во избежание надо сначала найти предупреждающие указатели – изображение дамы с тремя черными точками в области раздельного купальника означает, что купальные принадлежности тут не понадобятся ни дамам, ни джентльменам.

 

Есть на Куршской косе особый памятник XX века – посвящение советским воинам, высеченное из цельного камня, поднятого со дна залива. «В этом месте 29 января 1945 года в неравном бою с фашистами погибла группа воинов 113-го стрелкового полка. Семерым из них было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза», – высечено на мемориальной доске. Здесь же имена не доживших до Победы совсем немного… 

 

Число постоянных жителей на косе неумолимо тает. Сейчас и трех тысяч не наберется. Местный люд выживает туризмом, а основная масса туристов едет на косу быстротечным летом. Жители недовольны, что в Ниде торгует только один магазин (Maxima), что у домов нельзя разводить огороды – только цветы, что существуют ограничения в архитектуре… «Не все хорошо, что сейчас, в то же время нельзя сказать, что все было хорошо раньше…» – философски замечала уроженка здешних мест. Тем не менее Куршская коса продолжает жить по указаниям Министерства защиты окружающей среды. 

 

Добрая Неринга

 

В 1944 г. жители косы вынуждены были переселиться во внутренние области Германии – приближался фронт. Вместе с этим исчезал колорит неповторимого мира, созданный немецкими и литовскими рыбаками, владельцами гостиниц, художниками... И вот тут впору остановиться на немецком писателе-антифашисте, лауреате Нобелевской премии Томасе Манне (1875–1955), чей дом-музей, стилизованный под жилище рыбака, – одна из достопримечательностей Ниды. Построенный архитектором Рейсманном, он вознесся на большую высоту, откуда открывается чудный вид на залив. «Главная цель, которая преследовалась при строительстве, чтобы в доме поместилась вся семья Маннов, у них было шестеро детей, – рассказывала директор мемориального музея Виталия Тереса Йонушиене. – 16 июля 1930 года Томас Манн приплыл сюда пароходом из Кранца  (Зеленоградск), чтобы впервые переступить порог своего дачного дома.

 

Писатель провел в Ниде три лета. Потом до 1939 года платил все налоги, но дом был национализирован Третьим рейхом, после чего стал называться домом Геринга, хоть Геринг тут не бывал. Во Вторую мировую войну дом был базой отдыха для немецких летчиков. После войны он простоял без окон и дверей до 1955 года, когда Манн встретился с литовским писателем А. Венцлова, который смог доказать 1-му секретарю КПЛ Снечкусу, что Т. Манн – ярый антифашист. Это способствовало восстановлению дома. В общей сложности здание пережило 4 реставрации. В 1995 г. мемориальный музей посетила дочь Т. Манна Элизабет Манн Боргезе, известная как морской исследователь. 

 

К сожалению, музей не обладает ни одной вещью писателя, главным памятником служит сам дом. Комната Т. Манна есть в Цюрихе, там хранится архивное наследие Т. Манна, Центр его имени расположен также в Любеке, где писатель родился». В Ниде же представлена богатая экспозиция копий фотодокументов, связанных с жизнью и творчеством Манна, заметившего: «Прошлое – это колодец, глубины несказанной…»

 

В Ниде интересна и пристань, у которой тусуются яхты, рыбацкие баркасы, кораблики, постройки разных времен и стран. Привлекает внимание большая черная лодка Kuršis, сделанная из дуба и плавающая под парусом изо льна – ожившая история.

 

Будете на Куршской косе – поднимитесь на Ведьмину гору. Это место долгое время оставалось священным. Здесь совершались ведические обряды. В 1979-м литовские народные мастера по дереву собрались на косе и создали в честь Ведьминой горы 25 скульптур. Сегодня их намного больше. Старые реставрируются, добавляются новые. На фоне великолепных природных пейзажей богатырь из легенды продолжает сражаться с драконом за свою любовь к прекрасной девушке… Поднимаясь, встретите и чертей, и добрую великаншу – Нерингу… Кстати, в Ниде есть ее бронзовая скульптура, проходя мимо которой невозможно было не признать: великанша действительно добрая. По ее длинным развевающимся волосам беззастенчиво ползал мальчишка, она же только усмехалась сорванцу…