Латвия потеряла полмиллиарда евро7

Латвия потеряла полмиллиарда евро
По данным Европейского статистического управления (Eurostat/Евростат), санкции ЕС против России и ответное эмбарго принесли Латвии убытки более чем в полмиллиарда евро. Убытки других стран ЕС еще более весомые.

После государственного переворота на Украине и последовавшего референдума в Крыму, как известно, ЕС решило ввести санкции, в том числе экономические, против России и тут же получил ответный удар в виде эмбарго на многие товары. Тогда, в августе 2014 года, латвийские политики посчитали, что большого вреда от всего этого не будет. Предполагались убытки где-то в пределах 50–60 млн евро. На деле же, как видим, цифра выросла в десять раз. 

 

Первоначально эмбарго коснулось мяса, мясных продуктов всех видов, свежей рыбы, молока и молочных продуктов. От этого в первую очередь здорово пострадали латвийские крестьяне, а затем и переработчики. ЕС пообещало выделить деньги, чтобы компенсировать убытки. Но компенсация оказалась такой крохотной, что крестьяне прослезились. И сколько бы министр земледелия Янис Дуклавс ни ездил в Брюссель с просьбой о выделении денег для крестьян, ответ один – не дадим! В итоге в Латвии стали постепенно исчезать крестьянские хозяйства, специализирующиеся на производстве мяса и молока, а следом стали закрываться и многие переработчики этой продукции. В такой ситуации очень смешно выглядели суждения правительственных мужей, мол, найдутся другие рынки, кроме России. Вот только по сей день эти рынки так и не находятся.

 

– Новые рынки невозможно найти ни за считанные дни, ни за несколько месяцев. Это работа ведется годами, – подчеркивает на этот счет член правления клуба предпринимателей Rīgas marka Нормунд Шталс.  

 

А тем временем латвийские крестьяне, особенно «молочники», пребывают в полном отчаянии – сбыт продукции постоянно уменьшается, закупочные цены все время падают. 

 

– Нет никаких сомнений, что комбинированный эффект падения курса рубля и обоюдные санкции оказались более чем негативными для нас. Закупочные цены молока в Латвии упали на 40% от своего максимума. Это самое большое падение стоимости молока во всем ЕС. Поэтому нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время банкротируют многие крестьянские хозяйства, – прогнозирует бывший министр экономики, а ныне глава исследовательского центра Certus Вячеслав Домбровскис. 

 

Но еще один удар латвийский экспорт настиг в конце мая прошлого года, когда Россельхознадзор уведомил ветеринарные службы Латвии и Эстонии о запрете на ввоз в Россию рыбных консервов якобы за систематические нарушения и несоответствие санитарным нормам. Как тогда отметил глава ведомства Сергей Данкверт, побывавшие на латвийских и эстонских предприятиях российские инспекторы были «глубоко озабочены увиденным». Понятно, что это была всего лишь отговорка. В общем, получили то, что получили.

 

В этой ситуации очень забавной выглядела попытка правительства Лаймдоты Страуюмы найти сбыт знаменитых в России латвийских шпрот в Китае. Попытка, конечно, не пытка. Но она все равно не удалась. Живущие в Латвии китайцы еще до этой самой попытки заявили, что эта продукция не для их нации – слишком жирная. Европе она тоже оказалась не нужна. Там свои приоритеты. Вот и чахнут бедные наши шпроты. А россиянам же они так по душе! Причем не эстонские или литовские, где их тоже производят, а именно латвийские, производимые по-особому, веками проверенному методу и рецептуре.

 

Надо отметить, что данные Евростата несколько отличаются от данных Латвийского центрального статистического управления (ЦСУ). ЦСУ это объясняет тем, что Евростат в своих расчетах по внешней торговле использует методику общины, в свою очередь ЦСУ – национальный принцип. Например, Германия экспортирует сладости, не попавшие под эмбарго, через Латвию. Попав в Латвию, товар декларируется на таможне и далее следует в Россию. В этом случае в Евростат этот экспорт включается в данные внешней торговли Латвии. В свою очередь ЦСУ эти данные в соответствующую главу не вносит, так как данный экспортный товар никакой выгоды Латвии не дает. 

 

Но какая бы ни была эта самая методика расчетов, она все равно показывает серьезное и очевидное падение экспорта товаров из Латвии в Россию. Так, по данным ЦСУ, в 2013 году Латвия поставила в Россию товаров на 1,16 млрд евро, в 2014-м – на 1,1 млрд евро, а в 2015-м – только на 829,9 млн евро. Таким образом, за два года латвийский экспорт в Россию снизился на 28,6%. А это не только серьезный удар по карману предпринимателей, но и по государственному бюджету. Статистические управления не подсчитывают общий ущерб, который понес госбюджет Латвии, учитывая не только резкое снижение экспорта, но и импорта, транзита, снижение производственных мощностей, связанное с этим увольнение рабочих, отток туристов и прочих «мелочей». Если добавить неграмотную налоговую политику, о чем постоянно говорят эксперты, то навскидку общий недобор бюджета может равняться даже 2 млрд евро. Вот вам деньги на медицину, образование, внутреннюю и внешнюю безопасность. Достался бы кусочек даже на спорт и культуру.  

 

Естественно, Латвия не единственная страна Евросоюза, которая пострадала экономически от введенных против России санкций и ответного эмбарго. Потери несут все страны – члены ЕС. Больше всего в денежном эквиваленте пострадала крупнейшая держава ЕС – Германия. По сравнению с 2013 годом в 2015-м немецкий экспорт в Россию снизился на 14,1 млрд евро, или на 39%. Однако в процентном отношении Германия не является рекордсменом по недополучению денег от экспорта в Россию. Тут впереди Европы всей находятся два карликовых государства – Мальта и Кипр. У Мальты экспорт в Россию за два года снизился на 91(!)% – с 35 млн евро в 2013 году до 3,2 млн евро в 2015-м. В свою очередь, у Кипра падение российского экспорта за аналогичный период составил 63% – с 24,2 млн в 2013-м до 8,9 млн евро в прошлом году. 

 

А вот как выглядит падение экспорта в Россию других стран ЕС в процентном соотношении согласно данным Евростата: Италия – 34%, Польша – 37%, Голландия – 40%, Франция – 41%, Великобритания – 29%, Литва – 35%, Финляндия – 42%, Бельгия – 42%, Чехия – 36%, Австрия – 39%, Испания – 41%, Швеция – 42%, Словакия – 40%, Венгрия – 39%, Румыния – 28%, Словения – 28%, Эстония – 45%. 

 

Исходя из этих довольно шокирующих цифр, становится понятным, почему еще в прошлом году лидеры многих стран ЕС стали говорить о снятии санкций в отношении России, после чего можно ожидать и отмену российского эмбарго. Прагматичные главы государств не заинтересованы нести такие серьезные убытки, потеряв крупнейший для Европы рынок. На их фоне заметно отличаются политики Прибалтийских стран, требующие «продолжения банкета». Правда, надо признать, что в последнее время латвийские политики (европарламентарии не в счет) все же как-то попритихли на этот счет. 

 

Недавно президент Финляндии Саули Ниинисте встречался с российским главой Владимиром Путиным, и нет ни малейших сомнений в том, что обсуждалось и экономическое сотрудничество двух стран. А вместе с тем и вопрос отмены обоюдных санкций. Правда, на данный момент ситуация в России не такая, как была два года назад, из-за резкого падения курса рубля. Об этом предупреждает президент Латвийской конфедерации работодателей Виталий Гаврилов. 

 

– На сегодняшний день производимые у нас продукты доступны в России разве что их миллионерам, – угрюмо добавляет на этот счет Нормундс Шталс. 

Однако в создавшейся ситуации лучше иметь хоть что-то, чем вообще ничего.