«Интегрироваться, но не ассимилироваться…»

«Интегрироваться,  но не ассимилироваться…»

Раффи Хараджанян – известный латвийский пианист армянского происхождения. Заслуженный артист Латвийской ССР (1982), кавалер высшей награды Латвии ордена Трёх звезд (2002). В 1995 году получил гражданство Латвии «за особые заслуги». Является руководителем Ассоциации национальных культурных обществ Латвии.

 

Эти дни отмечены продолжением XIV Фестиваля искусств национальных меньшинств Латвии «Едины в многообразии», организатором которого выступает Ассоциация национальных культурных обществ Латвии (АНКОЛ) им И. Козакевич во главе с ее руководителем Раффи Хараджаняном.

 

Фестиваль «Едины в многообразии – 2016» – посвящение Дню провозглашения Латвийской Республики. Творческим предисловием к нему – открытие в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее выставки живописи под названием «Мы живем в Латвии» и фортепианная музыка в исполнении куратора вернисажа и выдающегося пианиста Раффи Хараджаняна.

 

Выставка открылась в сотрудничестве музея с АНКОЛ. Позитивную идею подсказала, списавшись с Р. Хараджаняном в социальных сетях, Людмила Жилвинская, в недавнем прошлом заместитель директора музея по научной работе. В данном случае музейный сюжет состоялся  во славу живописи представителей разных национальностей, населяющих Латвию, когда каждая картина передает собственное мироощущение автора, а все они сливаются в единое повествование о духовной красоте мира. Данное мероприятие – замечательный пример дружбы народов: демонстрация этнической уникальности, возможность лучше узнать культуру тех, кто живет рядом. Приходите вдохновиться работами А. Никитина, В. Карапетяна, Н. Кривошеина, А. Акопяна, Р. Реджепова, В. Целеш, Н. Колесниковой, Л. Перец, В. Арсеньева, К. Паронянц, Л. Шиурной, Е. Яковлевой, И. Копейкиной, П. Остапцева и нашей даугавпилсской художницы Анжелики Чибеле, чью картину Хараджанян назвал фантазийной, сама же Чибеле пояснила, что ее «композиция из брызг цветов призвана создавать хорошее настроение.

 

Перед началом столь приятного глазу и слуху события заслуженный артист ЛССР пианист, музыковед, доктор и профессор Латвийской Музыкальной академии имени Я. Витолса  Раффи Хараджанян дал интервью газете «СейЧас». И почти сразу заговорил о понятии «артистическая честь», о том, что в музыке, как и во многом другом, должно присутствовать качество. «Опытный и зрелый музыкант делает много дублей перед записью выступления…» – отмечал он (Р. Хараджанян с отличием окончил Ленинградскую консерваторию, класс П. Серебрякова, 1968, позднее аспирантуру – кафедра истории и теории исполнительского искусства. В Риге музыкант обосновался с 1970 года).

 

«Я, конечно, не Третьяков, но все-таки напоминаю коллекционера талантов. Горжусь этой выставкой. Важно вовремя разглядеть талантливого человека, предоставить ему возможность, которая вдохновит. Все художники, чьи работы можно увидеть на этой выставке, живут в Латвии и любят эту страну, но в то же время сохраняют национальные корни. Своей культурой надо делиться, но так, чтобы не навязывать ее, – считает Хараджанян. – Я руковожу непростой организацией. В моей работе, помимо прочего, присутствует и общественно-политический момент. Я за то, чтобы интегрироваться, но не ассимилироваться. Культура национальных меньшинств – неотъемлемая часть общей  культуры Латвии. В фестиваль "Едины в многообразии" заложен большой смысл. Ассоциация дает возможность творческим людям сплотиться вокруг нас, тогда не надо писать в стол или прятать картины за шкаф. Творческая интеллигенция должна иметь возможность “выпустить пар”, нельзя, чтобы кто-то копил в себе чувство неудовлетворенности, у художника должен быть шанс выхода на широкую аудиторию, творческому человеку необходимо ощутить свою нужность. АНКОЛ проводит большую и многогранную работу, при этом в нашем штате всего три человека. Тот, кто сочинял закон об общественных организациях, не подумал, что организация может иметь свой дом – государственные дотации на содержание работников не предусмотрены. 

 

Мы участвуем в конкурсе проектов Министерства культуры, по договору о сотрудничестве предусматривается проведение определенного количества выставок, конкурсов, фестивалей, детских мероприятий. Мне бы очень хотелось, чтобы нас не обходили стороной латыши из числа людей творческих… Такие предложения только приветствуются». (С 1992 года АНКОЛ располагается в доме по адресу ул. Слокас, 37, этот особняк – памятник архитектуры местного значения.)

 

Родина Р. Хараджаняна – Ереван, надо сказать, что он появился на свет в очень музыкальной семье. Отец Раффи Испир Хараджанян был дирижером Театра оперы и балета, создателем Симфонического оркестра Армении, а мама – музыковедом. «Наша семья жила в Доме артистов, который можно облепить сверху донизу мемориальными досками, столько знаменитостей тут проживало.  Детство я провел в музыкальных залах – Оперный театр, Филармония… Моя тетя  жила по соседству – днем я наблюдал, как она идет в магазин с кошелками, а вечером, преображенная, предстает на сцене в роли Гаянэ», – рассказывает Р. Хараджанян, ратующий за приучение детей к музыкальной культуре, за сохранение традиций. Кстати,  в числе его талантливых выпускников даугавпилчане Глеб Беляев, Айвар и Илона Броки, Илона Саевска. Хараджанян – участник жюри интернациональных конкурсов пианистов в разных странах. Большую известность ему принесло многолетнее участие в Рижском фортепианном дуэте Riga piano duo, в историю музыки вошла игра в четыре руки с пианисткой Норой Новик. С Новик было записано несколько альбомов в разных странах мира, но в 2009-м Норы не стало… Кавалер ордена Трех звезд Р.И. Хараджанян продолжил концертную деятельность с собственными выпускниками, один из них прославленный Рейнис Зариньш.

 

В 2012 году Хараджанян был награжден специальным призом Международного фестиваля в Сан-Франциско за выдающийся художественный вклад Riga piano duo в жанре фортепианного дуэта. Значит, их совместная музыка была не забыта!

 

«Нам с Норой удалось войти в число уважаемых и оцененных фортепианных дуэтов в мире. Помню, как я вез пятикилограммовый памятный приз из Сан-Франциско, мне его тогда уже одному вручали, Норы не было…» – говорит Хараджанян.  Отметим, что многие композиторы писали свои произведения специально для дуэта Riga piano duo.

 

Мой собеседник является также автором книги о ярком композиторе XX века – Араме Хачатуряне, чье произведение «Танец с саблями», наверное, известно каждому мало-мальски образованному человеку. В своем творчестве Хачатурян использовал мотивы армянских народных мелодий. 

 

«Я был в доме Хачатуряна в Москве. Запомнилось, как аппетитно он ел апельсины. Признавался, что любит жирную пищу и сочные плоды. Выражаясь креативно, такой же жирной и сочной была его музыка. Хачатуряна отличала большая демократичность, когда он приезжал с гастролями в Ригу, говорил, что ему приятно мое присутствие на репетициях. В Ереване был издан сборник, в него вошли и мои воспоминания о пяти визитах Хачатуряна в Латвию», – отмечает Раффи. А далее говорит, что в его жизни бывали встречи и с другими известными композиторами: Валерием Гавриловым, В. Бигерманом – автором  ставшей знаменитой польки «Нора». Хараджаняну также довелось общаться с Э. Денисовым, А. Шнитке, М. Растроповичем. В настоящее время Раффи Испирович дружен с  «латвийскими патриархами живописи»  В.И. Козиным и А.П. Никитиным – художником, чьи картины представлены на открывшейся 16 ноября выставке («Посвящение армянской апостольской церкви», «Лиго»).  Хотелось не обойти вниманием и такой факт: гражданство Латвии Р. Хараджанян получил в 1995 году за особые заслуги. «Интересно, что мою кандидатуру сочли возможным выдвинуть пять различных институций, но среди них не было консерватории! Надо было расписаться, что я не возражаю, – я расписался. Потом заседала комиссия Сейма. Смутили очень уж бытовые вопросы, вплоть до того, сколько получаю. 

 

А получал я на тот момент 17 латов….  Юрканс удивился: "Как же вы выживаете?"  В то время многие студенты разъехались  кто куда, русскоязычные перешли в класс к латышским педагогам. Я не удержался, спросил, почему такой странный круг вопросов? Ответ был такой: "А это мы просто проверяли ваше знание латышского языка". Но я латышский учил не потому, что был принят Закон о государственном языке, просто осознавал, что если живу в этой стране, то надо понимать ее историю, ее язык».

 

АНКОЛ объединяет 25 национально-культурных обществ и союзов Латвии. Оказывается, у нас есть и бурятское, и корейское и даже якутское общество! «Корейское общество маленькое да удаленькое – здесь не только корейская кухня, но и уроки корейского языка. Буряты же очень творческие в художественном плане. В этом году прошел большой концерт "Легенды Бурятии". В здании АНКОЛ действуют курсы грузинского, корейского, польского и немецкого языков», – перечислял председатель Ассоциации. В заключение нашей беседы Раффи Испирович сожалел, что ему редко удается бывать на родине – авиарейс Рига – Ереван сняли, и теперь, чтобы попасть в Ереван, надо сначала лететь в Киев, «в итоге добираешься полумертвым». В этой ситуации известного в Латвии уроженца Армении в какой-то степени выручает «преодолевающий пространство и время» Интернет… 

 

На фото: Раффи Хараджанян – известный латвийский пианист армянского происхождения. Заслуженный артист Латвийской ССР (1982), кавалер высшей награды Латвии ордена Трёх звезд (2002). В 1995 году получил гражданство Латвии «за особые заслуги». Является руководителем Ассоциации национальных культурных обществ Латвии.