Как «самая русская» партия Латвии изживает себя5

Как «самая русская» партия Латвии изживает себя
Мэр Риги Нил Ушаков всегда выдавал себя за политика, защищающего интересы русскоязычного населения. Но теперь русский мэр начал беспощадную борьбу с пророссийскими настроениями в своей партии, пишет российская газета «Взгляд».

Многих латвийцев неприятно удивило известие о том, что мэр Риги и по совместительству глава партии «Согласие» не включил в предвыборный список своего однопартийца – правозащитника, антифашиста и депутата Рижской думы Руслана Панкратова. Однако те, кто неплохо разбирается в политике, ничего удивительного в этом поступке не нашли: ведь «чистить» свою партию от «чересчур русских» Ушаков начал уже давно.

 

«Согласие» политические конкуренты любят упрекать в наличии «руки Москвы». Еще лет семь назад лидер «Центра согласия» Янис Урбанович призывал «отложить года на три все дискуссии, связанные с языковыми проблемами и историческими нюансами, и сосредоточиться на решении социально-экономических проблем», чем привлек на свою сторону не только русскоязычных, но и прагматично настроенных избирателей-латышей.

 

Только две подряд победы на выборах в Сейм оказались чисто формальными: к власти «согласистов» так и не допустили, хотя они демонстрировали желание пойти на любые уступки перед возможными «партнерами». Так, Нил Ушаков выражал готовность признать термин «советская оккупация», обещал выставить из своих рядов Социалистическую партию бывшего члена Политбюро ЦК КПСС Альфреда Рубикса и проголосовал за повышение штрафов за неиспользование латышского языка.

 

Подпись Ушакова под инициативой о референдуме о признании русского языка как второго государственного помогла в очередной раз удержать избирателя.

 

Начавшийся кризис на Украине и война санкций между Западом и Россией поставили перед «Согласием» задачу «доказать свою лояльность государству». И Ушаков стал постепенно выдавливать из партии тех политиков, которых правящая элита считала «русскими националистами». Летом 2014 года объединение покинули Ирина Цветкова и Игорь Мельников, а Николая Кабанова уговорили не баллотироваться в Сейм. Вышла из партии общественный омбудсмен Конгресса неграждан юрист Елена Бачинская, обвинив «Согласие» в стремлении стать «самой латышской партией», давно уже не представляющей интересов русскоязычного населения. Руководителя Конгресса неграждан Елизавету Кривцову руководство «Согласия» наотрез отказалось включать в предвыборный список, а «Русский союз Латвии», возглавляемый евродепутатом Татьяной Жданок, на выборы в Рижскую думу вообще не пошел.

 

На выборах в Европарламент в мае 2014-го «Согласие» взяло лишь одно место вместо запланированных четырех, поскольку потенциального избирателя отпугнуло их стремление понравиться правящим партиям любой ценой.

 

Нил Ушаков – давно уже совсем иная личность и вовсе не тот перспективный и задорный человек, что вступил на пост мэра Риги в 2009 году. Он продолжает «чистку» партии: в конце марта из списков исключили Р. Панкратова, известного тем, что тот создал общественную организацию «Верните наши имена!», борющуюся за право русских жителей республики на корректное написание своих имен и фамилий в паспортах и других официальных документах. Является он и членом правления международной правозащитной организации «Мир без нацизма», председателем оргкомитета по наследию писателя Валентина Пикуля, а также руководит латвийским бюро «Евразийской академии телевидения и радио».

 

По мнению Панкратова, Ушакова и «Согласие» ждет незавидное политическое будущее – голоса разочарованного русского избирателя они со временем растеряют, а втереться в доверие к латышам все равно не смогут.