Не отдадим «наш» город!38
- Посмотри: вот это девочка задание выполняла... А вот еще одна – посмотри как она умеет думать, ну молодец же! ...А вот мальчик... Вот еще девочка – тоже талантливая...
Она хвалила всех детей по очереди, но не могла сдержаться и все время возвращалась к рисунку второй девочки:
- Ну посмотри как этот ребенок уже мыслит! Посмотри!
Ее просто распирало от гордости за девочку, умеющую думать. Я перебирал детские работы. На каждом листочке красовались по два размазанных акварелью цветовых пятна. Все эти парные цветовые пятна казались мне занудно одинаковыми, как картины Марка Ротко, но моя собеседница видела в них то, чего не видел я, и никак не могла оторваться от одной из работ:
- Какая талантливая девочка! И когда это она научилась так интересно думать!
Она пожирала восхищенными глазами два пятна размазанной акварели.
Тут я вспомню старую хасидскую притчу, где прохожий недоумевал: почему эти люди так странно двигаются, раскачиваются и вообще идиотски выглядят. Ему объяснили: просто ты не слышишь музыку.
А поскольку здесь уже прозвучало имя нашего знаменитого земляка, то не буду пудрить никому мозги и сразу признаюсь: я тоже не слышу музыку, то есть я не понимаю картин Марка Ротко. Этот мир для меня закрыт, и я никогда уже не научусь думать и чувствовать цветовыми пятнами. Как та девочка. Другими словами: в понимании сложной живописи я такой же жлоб, как и подавляющее большинство наших горожан. У нас общее происхождение и общая – с большой буквы - Родина. И в связи с этим – лирическое отступление.
Если кто помнит, во всех общественных туалетах Советского Союза – в городских, привокзальных, армейских, заводских, школьных, институтских и т.д. – можно было увидеть одну и ту же абстрактную картину: коричневые штрихи и разводы на перегородках кабинок или на стенах. То есть: значительная часть самого духовного и читающего в мире народа, народа-строителя коммунизма подтирала ж*** пальцем и вытирала этот палец о ближайшую твердую поверхность. Каждую ночь армейский наряд вымывал наш ротный туалет дочиста, а к вечеру он снова был украшен многочисленными разводами. Хотя в специальных ящичках лежали стопки нарезанных газет.
На разных этапах собственной биографии я вглядывался в лица окружающих людей – сначала соучеников, потом армейских сослуживцев, коллег по заводу... да и просто прохожих; - голову сверлил мучительный вопрос: КТО из них это делает? Ведь этот «кто», да еще и во множественном числе, ходит рядом, сидит со мной за общим обеденным столом, здоровается со мной за руку, спит в той же казарме или, по крайней мере, ходит по одним и тем же улицам.
К чему это рассказываю? Да к тому, что сегодня, когда я читаю многие комментарии по вопросу о «нашем» Ротко, всплывает забытое ощущение и забытый вопрос: КТО это делает?
«Сколько можно БЛЕВОТИНУ называть искусством ?»
«Видно,тазики там выдавали для рвоты, или просто сглатывал?»
«...И почем творчество идиотов?»
«Какой ужас на картинах... даже мазнёй это назвать нельзя...»
«Да что там смотреть даже бесплатно? Бухнул чувак, мазнул пару полос. Вот и вся картина.»
«Очередная афера евгейского кагала с помощью недальновидных правящих от культуры»
«Если мне даже заплатят 3.50, я не пойду смотреть творения алкаша и суецидника на почве алкоголизма. У детей в детском саду рисунки более продуманные получаются.»
«Моя собака не хуже Ротко на обоях картины пишет хвостом. Иногда лапами.»
«Как можно улучшить такое дерьмо? Ну Микки-мауса подрисовать.»
«Задолбал уже это уРотко.»
«А почему нельзя объеденить Центр Ротко и Зоосад? Среди картин будут ведь и так ходить обезъяны.»
«Ведь если посмотреть на картины Ротко, то у меня ощущение что их как раз обезьяны и рисовали.»
С вот с этими анонимными остроумцами мы ходим по одним улицам, здороваемся за руку и даже часто сидим за одним столом. Ну и тут возникает нравственная ловушка как в ситуации с Российской государственной думой, когда посмотришь в их лица, да и подумаешь невольно: извините, ребята, но если такие как вы - против гейпропаганды, то я – за.
Вот и с земляками-комментаторами так же: извините, ребята, но выбирая в нашем городе между вами и Ротко... Ну вы понимаете… Ладно, тут я немножко пошутил, а то сейчас и художники обидятся.
Так вот о Ротко. Однажды, несколько лет назад мне позвонили из Риги и попросили помочь. Значит, ситуация такая: одна женщина хочет заехать к нам в город на два-три часа. Дама хоть и автобусом приедет, да не из простых будет. И ей очень хочется увидеть что-нибудь уникальное и очень характерное именно для нашего города. О чем можно будет рассказывать дома. Дома – это где-то за морями за долами - ну очень далеко отсюда. Так вот, не могу ли я... и так далее.
Ни фига себе просьбочка: принять заморскую туристическую гостью и показать ей чего-нибудь такого местного-знаменитого! При том, что о Даугавписе она кроме названия ничего не знает. Да и само название вряд ли выговорит. Блин, ну не в боулинг же центр ее вести! Мысленно перебирал объекты: показать ей «образец русского фортификационного искусства 19 века»? Так она полмира объездила – не поймет. Может показать латгальскую керамику? Ну, это мне ей долго объяснять придется, да и ей дома потом тоже объяснять придется. Нет, нужно что-то такое, чтобы выстрелило сразу. И вдруг - осенило!
Достаю телефон, нахожу нужную фамилию, ору просительным тоном: - Ф.., выручай! Открой, пожалуйста, зал Марка Ротко и поговори с нами два часика! Покажи, расскажи... Пожа-а-а-алуйста! Напоминаю, что Центра Ротко тогда еще и в помине не было, только коллекция уникальных постеров на втором этаже музея. Итак, встречаю на автовокзале свою туристическую гостью и с первой же минуты подношу сюрприз:
- А вы знаете, что находитесь в городе, где родился... Марк Ротко! Она чуть на асфальт не шлепнулась: ну нельзя же вот так – без подготовки. Ну и пока мы, не теряя драгоценных минут, галопировали к музею, она уже кричала в телефон мужу:
- Ты знаешь куда я попала?! Нет, ты не знаешь куда я попала!!! Ты не поверишь куда я попала!!!
Вот уж повезло женщине, сама не чаяла!
Я не знаю, насколько приезжая дама разбиралась в искусстве цветовых полей, но имя самого модного и дорогого художника 20 века ей было, безусловно, знакомо. Фокус с приезжими гостями я повторял несколько раз – действовало безотказно. Делаем задним умом вывод: вот уже лет десять в нашем городе имеется достопримечательность, которую не стыдно показать любому заморскому гостю. И пусть только посмеет снисходительно улыбнуться!
Если заметили, я специально избегаю любых личных художественных оценок; причина понятна: я такой же жлоб, как и вы, и не мое дело оценивать то, чего я не понимаю. Речь идет о вещах более простых и предельно приземленных.
Однажды какая-то журналистка задала галеристу Марату Гельману вопрос: - Ну, а если я плачу большие деньги за это... искусство? Речь шла об артхаусе. Марат Гельман улыбнулся:
- А вы покупаете за деньги не искусство. Вы покупаете – биографию.
Так вот. Даугавпилс уже прихватил себе, чуть не на халяву, такую парадную биографию, такой лейбл, с которым не то что на людях показаться - любая мировая столица позавидует!
Спасибо судьбе да парочке местных трудолюбивых фанатов: вот уже несколько лет мы с вами живем на родине одного из самых знаменитых, самых элитных и самых дорогих художников двадцатого века. Лет пятнадцать назад мы даже не подозревали об этом, а тут как в индийском кино: здравствуйте, я ваш блудный сын. И в разных точках земного шара уже вполне реально нарваться на вопрос: какой такой Дау... Даугав... Даугавпилс? А-а-а, тот самый в котором Марк Ротко родился!
Ну и как мы это на себе ощущаем? Как реагируем? А перечень типичных реакций – см. выше. Кстати, там еще про сионистский заговор не хватает и про козни госдепа.
И снова возвращаюсь к детям и их акварельным пятнам. Так вот: эти дети уже научились думать цветом на плоскости. Они уже и без нас поймут и примут мир художника Марка Ротко. А когда вырастут... Ну, тут уже есть варианты: либо уедут подальше, либо смогут здесь что-то изменить.
Ну, а пока это - НАШ ГОРОД!