Латвия вступает в Клуб «богатеньких Буратино»!2

Латвия вступает в Клуб «богатеньких Буратино»!
Это никакая не первоапрельская шутка. Совсем недавно министр иностранных дел Эдгар Ринкевич заявил, что Латвия выполнила все рекомендации (ну, почти все) и готова вступить в престижную, по мнению правительства, Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD). В эту организацию входят 34 самых богатых страны мира (из более чем 200).

Это такие страны, как США, Германия, Франция, Япония, страны Скандинавии. И тут рядом с этими «богатенькими Буратинами» бок о бок станет Латвия. Можете себе представить этого богатея – страну, в которой не хватает денег на достойные зарплаты педагогам, медикам, на внутреннюю безопасность, не говоря уже о нормальной индексации пенсий. О спорте и культуре и вовсе говорить не приходится. Иначе, видимо, и быть не может, если страной руководят люди, которые в школьные годы, очевидно, то и дело отлынивали от физкультуры и уроков музыки.

 

Как подчеркнул в своей пламенной речи г-н Ринкевич, латвийское национально настроенное правительство грезило вступлением в OECD еще в заоблачном 1996 году. С тех самых пор правительство ежегодно твердило, что Латвии просто необходимо быть в «клубе богатых стран». И вот в 2013 году, радостно сообщает Эдгар Ринкевич, благодаря неимоверным усилиям латвийских дипломатов, в первую очередь, конечно, самого министра, Латвия, наконец, получила «добро» на переговоры о вступлении в «клуб богатых». Министр утверждает, что Латвия полностью готова к вступлению в OECD. Ибо закрыла 18 из 21 требования.

 

Латвия вступает в Клуб «богатеньких Буратино»!
Одна из не выполненных задач – Латвия пока не смогла объяснить организации принципы действия советов государственных коммерческих обществ. Почему не выполнена? Да потому, что трудно объяснить этим капиталистам, почему в том или ином предприятии заправляет сын, брат, сват высокопоставленного государственного деятеля. Проблему решил премьер Марис Кучинскис. В интервью программе Labrīt Латвийского радио он заявил, что OECD нужно попросту убедить, что в государственных коммерческих обществах разрешат (обратите внимание: не будут принимать, а просто разрешат) работать квалифицированным должностным лицам.


Так зачем же Латвия должна вступать в эту невесть какую организацию? Министр Ринкевич приводит три основных аргумента

 

Латвия вступает в Клуб «богатеньких Буратино»!

 

Во-первых, это, мол, будет свидетельством качества государства для инвесторов. Во как! Вступить-то можно куда угодно и во что угодно. Вот только инвесторам издалека видна общая нищета Латвии. Кстати, сама организация тоже видит, что стране с населением менее 2 миллионов жителей до всеобщего благополучия весьма далеко. Поэтому и выдвигает требование снизить неравенство доходов населения. А как это реально сделать, решения нет. Например, вопрос о прогрессивном подоходном налоге с населения мусолится уже невесть сколько лет, а воз и ныне там. Просто потому, что в неистовой борьбе против олигархов, начатой опальным экс-президентом Валдисом Затлерсом, олигархи по-прежнему находятся у власти. Причем в первых рядах и находятся. Например, министр здравоохранения миллионер Гунтис Белевич. Ни один богатей, как нетрудно догадаться, не будут принимать закон против себя родного.

 

Кстати, беспокоит OECD и вопрос демографии. Организация указывает, что население Латвии снижается с каждым годом. Поэтому латвийские политики во время своих предвыборных речей то и дело твердят, что непременно улучшат демографическую обстановку в стране, если будут выбраны. Только еще никто из правительственных мужей ничего реального не предложил. Остается надеяться, что эти говорливые избранники народа сами и пойдут в народ улучшать демографическую ситуацию в стране. А то ведь инвесторы не будут вкладывать деньги в вымирающее государство.

 

Второй момент, по мнению Эдгара Ринкевича, почему необходимо вступать в OECD, – это повысит кредитный рейтинг Латвии. Это, типа, будут учитывать те, кто захочет развивать экономический спектр отношений с Латвией. Как это происходит с Эстонией. Вряд ли таких появится, как женихов у прекрасной принцессы. Что касается Эстонии, то северный сосед ни в какое сравнение не идет с Латвией. Если в прошлом году государственный долг Латвии составил 35,3% от внешнего валового продукта (ВВП), то в Эстонии он составлял всего 9,9% (в Литве – 37,6%). При всем при этом в соседних странах государственный долг уменьшался (в Эстонии – на 0,1%, в Литве – 0,4%), в то время как в Латвии он увеличился на 0,4%.

 

А что касается кредитов, то их Латвии никто брать не мешает. Поэтому, как заявила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, в нынешнем году Латвия намерена взять кредитов на 1,3 миллиарда евро. При этом государственный долг сегодня составляет 8,4 миллиарда евро. И что примечательно: в начале прошлого года Латвия вернула Еврокомиссии 1,2 миллиарда евро из взятого в 2008 году у Международного валютного фонда (МВФ) 7,5-миллиардного долга. Кстати, так и остается загадкой, куда реально ушли эти 7,5 миллиарда.

 

Вот и спрашивается: кто захочет развивать сотрудничество с такой страной, которая в долгах, как в шелках. Ну, извините, разве что Россия. А тут опять, как вы знаете, не стыковка – санкции, однако.

 

В-третьих, цитируем по возможности дословно, «есть вещи, которые по собственной воле, рассматривая их с разных аспектов, не хотелось бы приводить в порядок. А такой процесс интеграции их решит». Догадались, о чем речь? Да-да, о пресловутой коррупции. Ой, как власть имущим не хочется, исходя из разных аспектов, заниматься этим вопросом – искоренять коррупцию, а придет, мол, «дядя из-за бугра» и все устаканится. Потому что в OECD «более строгие стандарты в борьбе с коррупцией». Интересно, сам-то министр понял, что ляпнул?

 

В общем, как ни крути, а от вступления в престижную организацию OECD для страны, возможно, в отличие от Государства во главе с премьером и его свитой, реально никакой. Зато членство в этой организации обойдется около 3 миллионов евро ежегодно. Но правительству, видимо, эти деньги девать некуда. У нас же этих евро – куры не клюют.

 

Между прочим, экономисты советуют правительству сделать переоценку деятельности Латвии в некоторых организациях, так как никакой пользы от этого нет (за исключением ежегодных вступительных взносов и возможности высокопоставленным чиновникам посещать профилактические конференции, опять-таки, за счет налогоплательщиков).

 

Как бы там ни было, но и премьер Кучинскис, и министр Ринкевич уверенны, что в OECD Латвия вступит уже в этом году. Правда, не летом, как размечтались латвийские политики, а в конце года. Произойдет ли это? Поживем – увидим.

 

*Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) — это международная межгосударственная организация экономически развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Также известна как «Клуб развитых стран». OECD является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и координировать экономическую и социальную политику, обмениваться опытом, искать способы решения общих проблем и вырабатывать согласованную внутреннюю и внешнюю политику. OECD основана в 1948 году как Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) с целью координации проектов экономической реконструкции Западной Европы после Второй мировой войны в рамках плана Маршалла. В 1960 году, после того как задача плана Маршалла была выполнена, страны-члены OEEC учредили Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), отвечающую за координацию политики развитых стран с рыночной экономикой. В настоящее время деятельность OECD имеет глобальный характер и охватывает широкий круг экономических и социальных вопросов — от макроэкономики и торговли, до образования, охраны окружающей среды, науки и инноваций.

 

*На сегодняшний день членами OECD являются 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Активные партнерские отношения OECD поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов OECD в качестве наблюдателей. В целом, на долю стран-членов OECD приходится 17,7% населения планеты и более 60% мирового ВВП.