Медицинская обязаловка4

Медицинская обязаловка
Наблюдая за тем, как в Латвии постепенно разворачивается программа «распределиловки» молодых медработников, невольно вспоминаются не только реалии советского времени, но и булгаковский цикл «Записки юного врача». Бесспорно, суть этого маневра заключается в том, чтобы хоть как-то поправить ситуацию в регионах и перенаправить медицинские ресурсы из Риги в другие точки страны. Но, по-видимому, «тьма египетская» все же вскоре начнет свой победный марш.

Судя по опросам и интервью (в том числе проведенным вашим покорным слугой), в среде начинающих медиков настроения по поводу разброса по регионам выражаются в разделении на два лагеря: сторонников полной свободы действий и лагеря более-менее лояльных ребят, которые не прочь поработать «в городе, где живет моя бабушка». Вторых, конечно же, раз-два и обчелся. И хотя весь этот государственный проект, запущенный гениальным Минздравом Гунтисом Белевичем, так отчетливо напоминает времена давно минувшего прошлого, у государства почти нет альтернатив – региональные больницы просто пухнут от отсутствия новых сотрудников.

 

Наглядная справка: за последние 25 лет в Краславской больнице не появилось ни одного нового специалиста.

 

Пустые инвестиции

 

Сегодня в мире можно найти огромное количество новомодных профессий, деятельность которых иногда очень сложно объяснить рядовому человеку: это и технологи, и всевозможные программисты, и контент-менеджеры и прочая-прочая. Но если быть откровенными – без них можно выжить. Некоторые футурологи-скептики даже полагают, что именно ускорение технологического прогресса является главной причиной массового заболевания депрессией. Однако если у вас прихватит желудок или появится ещё какая-то мерзкая болячка, вы все же попытаетесь обратиться к врачу, причем врачу-специалисту, работающему именно с вашим типом заболевания. А вот тут-то и начинается самое веселое.

 

Медицинская обязаловка
Если мы не будем принимать во внимание те случаи, когда врачи злоупотребляют страхами и опасениями людей, то нам придется прийти к выводу – они, наравне с учителями, являются одними из самых ценных членов общества. Даже в периоды страшных войн жизнь врача приравнивалась к жизни нескольких тысяч человек, и их всегда старались переманить на свою сторону. Но теперь времена изменились и медиков переманивают в первую очередь хрустящими бумажками. И тут перед врачом встает дилемма - или плюнуть на все и работать на своей родине, зарабатывая небольшие по глобальным меркам суммы (и грыжу), или укатить в какую-нибудь «страну возможностей». Ещё как вариант – частные клиники. Для тех, кто проходит платное обучение и перед кем стоит проблема выплаты кредитов, ответ более чем очевиден. Но вот бюджетники находятся в ином положении.

 

С одной стороны тут имеется действительно прямая логика: «Вы отучились на государственные средства и собираетесь свалить прочь из страны? Это же пустые инвестиции!». И некоторые студенты это сами прекрасно понимают, особенно когда при общении со своими однокурсниками узнают о том, какую сумму по кредитам им нужно будет отдавать через 5-6 и более лет.

 

Еще год назад латвийские журналисты сумели поднять на свет проблему заинтересованных медиков-выпускников – тех, кто и сам готов заняться практикой в своем родном городе, да вот не имеет реальной возможности попасть туда ввиду бюрократии. Теперь бумажные умельцы наконец-то додумались внести приоритетный пункт для отзывчивых медиков, готовых заключить контракт с государственными и муниципальными медучреждениями.

 

Жизнь в Тмутаракани

 

Как поднять престиж той или иной профессии? В современном обществе имеется только один ответ – поднять оплату труда работников в отрасли. Но такой вариант далеко не всегда устраивает работодателей, да и банальная инфляция зачастую способна подорвать веру в рост заработной платы. Ещё некоторых привлекает жизнь у моря или вблизи каких-либо живописных мест (в этом отношении очень радует опыт Лиепайской региональной больницы), но на этом фантазии и заканчиваются.

 

Государственная и муниципальная система льгот для медиков тоже пока что находится в зачаточном состоянии, хотя в Даугавпилсе по этому вопросу уже имеются какие-никакие, а подвижки. Вот только «обязаловка» на пять лет работы, вместо общепринятых трех, выглядит не самым гибким образом. А привлечение врачей из Белоруссии и вовсе может подорваться ввиду стремительного сближения белорусов с ЕС. Отрытые границы иногда бывают так не выгодны для государства…

 

Так что сейчас между самоуправлениями начнется весьма ревностное соревнование и, если говорить о Латгалии, то ещё не понятно, кто окажется в большем выигрыше: Даугавпилс, известный своими скандалами в медицинской сфере, или Резекне, город, который в последнее время ведет очень активную кампанию по привлечению медработников.

 

Медицинская обязаловка
Кстати, пока что никто ещё не заикнулся о том, что врачей не хватает не только в больницах, но и в тюрьмах. Причем там эта проблема имеет хронический и затяжной характер. И вот это уже, извините меня, ничуть не привлекательный вариант для работы.

 

Прогнозы по ожидаемой волне «распределиловки» пока что выглядят не самым лучшим образом: если ещё 30 лет назад эту систему можно было обойти, то почему же её нельзя будет обойти сегодня? Более того, для некоторых молодых людей это нововведение Министерства здравоохранения и вовсе может отбить желание поступать на медицинский факультет. Просто вдумайтесь – вы 6 лет учите матчасть, потом проходите специализацию по резидентуре, а потом вам ещё и говорят, что нужно отработать три года в Тмутаракани. Причем это лучшие годы жизни. Что можно противопоставить/предложить в ответ на эту, без преувеличения, жертву? Вопрос на миллион долларов.

 

Между прочим, знаете, чем сейчас занимаются многие медики на 6-ом курсе в латвийских вузах? Они активно штудируют английский и немецкий. Уж очень им хочется проскочить первую волну распределения, ну а судьбу своих младших товарищей по ремеслу они воспринимают как исключительно неудачную. И хотя система «распределиловки» всё ещё находится в процессе становления, подобные эксперименты уже успели ударить по мотивации будущих спасателей человеческих жизней. Так что пока опыты с латвийским рынком труда ещё далеки от завершения.