Индриксонс продолжает рулить, Клявиньш грозит судами1

В самом конце апреля, а точнее 29 апреля, состоялся Конгресс Федерации футбола Латвии (ФФЛ), на котором главным вопросом оказались выборы президента и членов Федерации. Как и ожидалось, президентом ФФЛ переизбран Гунтис Индриксонс. Причем подавляющим количеством голосов – 84 из 96 (после Конгресса членами ФФЛ являются 117 организаций).

Таким образом, отпала необходимость голосовать за второго кандидата Кришьяниса Клявиньша, который во время прений получил весьма солидную «порцию холодного душа». В первую очередь это было связано с его возможным участием в договорных матчах и нехваткой опыта в футбольных делах.

 

После голосования Гунтис Индриксонс признал, что был уверен в своей победе, но не ожидал, что победит с таким большим перевесом. Он заметил, что ранее предлагал выдвигать другим претендентам свои кандидатуры на пост президента ФФЛ, но никто так и не отозвался. Кроме Клявиньша, вестимо. Поэтому главной задачей было – не допустить Клявиньша до власти в латвийском футболе, не скрывает Гунтис Индриксонс.

 

– Сегодня у нас (ФФЛ. – Примеч. авт.) предостаточно проблем. Я прекрасно это осознаю. Это и реструктуризация бюджета, создание новых футбольных полей, строительство новых футбольных дворцов и стадионов, а также битва, повторю, не борьба, а битва с «черным раком» – договорными матчами. Для всего будем искать дополнительные средства. Одним из источников будет дополнительное финансирование ФИФА. С включением в правление ФФЛ Гунтиса Блумбергса, Эмиля Латковскиса и Мариса Верпаковскиса у нас появился еще более сильный коллектив. Это новая кровь, эти люди могут реально помочь Федерации. Мы надеемся и на помощь государства, – подчеркнул Гунтис Индриксонс.

 

Говоря о своей предыдущей деятельности, Индриксонс отметил, что в 1996 году, когда он впервые был избран президентом ФФЛ (и остается им бессменно по сей день. – Примеч. авт.), в Латвии было всего 825 юных футболистов и 20 футболисток. Сегодня их более 11 000 и 1000 соответственно. В год проводилось только 500 разных футбольных соревнований, в то время как сегодня их более 12 000. Есть хорошо отлаженная система проведения чемпионатов Латвии во всех лигах и во всех возрастных группах, в стране действуют 12 сборных разных возрастов.

 

– Несомненно, что есть серьезные проблемы, но они есть и у государства. Чтобы решить в одночасье все футбольные проблемы, нам нужен государственный бюджет. Невозможно за год построить в Латвии шесть крытых футбольных дворцов, о чем все время говорил Клявиньш. Для этого нужны время и деньги, – подчеркнул новый старый президент ФФЛ.

 

При этом Гунтис Индриксонс заметил, что вполне может уйти в отставку досрочно, а своим преемником номинировал защитника сборной Латвии Каспарса Горкшса. Правда, сам Горкшс заявил, что пока бутсы на гвоздь вешать не собирается. А что касается должности президента Федерации, то она, по словам футболиста, «не царский трон, чтобы о ней говорить, как о наследственности». Так что, если он – Каспарс Горкшс – и назван «избранным», это еще ничего не значит.

 

В своей предвыборной кампании имя Каспарса Горкшса использовал и Кришьянис Клявиньш. Во время встречи с футболистом Клявиньш предлагал Горкшсу место генерального секретаря ФФЛ, если сам кандидат станет главой футбольного хозяйства Латвии. Но на это Горкшс ответил, мол, он еще играет в футбол и функционером становиться не желает.

 

Само собой разумеется, что после Конгресса самым неудовлетворенным был Кришьянис Клявиньш. Впрочем, он достаточно хладнокровно заметил, что уважает выбор членов ФФЛ, но не воздержался снова от критики Гунтиса Индриксонса. Мол, нечестно агитировал, занимался популизмом, опустил латвийский футбол ниже плинтуса. При этом Кришьянис Клявиньш заявил, что не считает исход голосования своим фиаско. По его мнению, решающим было не голосование за пост, а сам принцип этого голосования – будет ли оно открытым или закрытым. В итоге 49 членов ФФЛ проголосовали за открытое голосование, а 37 – за закрытое. Кришьянис Клявиньш же эти 37 голосов записал себе в большой актив, мол, если бы голосовали закрыто, то он бы победил всенепременно. Любопытно, что инициатором закрытого голосования фактически был сам Клявиньш. Но тут совершенно прав оказался Гунтис Блумбергс, который выразил недоумение: почему это за одни должности нужно голосовать закрыто, а за другие – открыто? В итоге за президента голосовали согласно Уставу – открыто.

 

Кришьянис Клявиньш в конце заявил, что будет обращаться в суд и привлекать к ответственности известного в прошлом футболиста Виктора Нестеренко (игра за рижскую «Даугаву», лиепайский «Звейниекс», а заканчивал карьеру в даугавпилсском «Целтниексе» в 1979 году, тренировал даугавпилсский «Динабург» в 1998 году. – Примеч. авт.), исполнительного директора ДФЦ «Даугавпилс» Науриса Мацкевича, а также еще двух лиц и одного журналиста. Последних трех Клявиньш из-за скромности, видимо, не назвал.

 

Что касается Виктора Нестеренко, то поводом для вызова в суд является заявление, в котором Виктор Павлович излагает факты, как в 2005 году, когда он был главным тренером, Клявиньш его уговаривал «сдать» матч с конкретным счетом. Кстати, именно в том самом 2005 году Кришьянис Клявиньш был вынужден покинуть должность пресс-секретаря ФФЛ из-за подозрений в участии в договорных матчах. Но об этом напомним чуть позже.

 

В свою очередь Науриса Мацкевича Клявиньш готов засудить из-за того, что исполнительный директор ДФЦ «Даугавпилс» утверждает, что в 2015 году, после встречи с руководством даугавпилсской команды Клявиньш тут же отправился на встречу с… Олегом Гавриловым.

 

– Спасибо обоим кандидатам за то, что встречались и вели переговоры с клубами. Было большим сюрпризом, что Клявиньш вел переговоры с нами, вспоминая, как он пытался заполучить голоса. Говорил, что у нас в Резекне есть еще команды. Пришлось объяснить, что он звонит в Даугавпилс, а не в Резекне. В программе Клявиньша много хороших идей, но эти идеи нереально реализовать. Выслушал его мнение, подискутировали, а потом я задал один вопрос о том, какие у него отношения с Олегом Гавриловым. Ответил, что год с ним не встречался. А теперь угадайте, с кем он встречался после нас! – во время Конгресса тонко намекнул на толстые обстоятельства Наурис Мацкевич.

 

На это Кришьянис Клявиньш ответил, что ему запрещено судом встречаться с Олегом Гавриловым, поэтому измышления Науриса Мацкевича – полный бред. Но признал, что у него состоялась встреча с Гавриловым после того, как он вышел из предварительного заключения, после 6-месячной отсидки. Хотя, как сам признался, не имел на это права.

 

Для людей, постоянно находящихся в латвийском футболе, не секрет, что Кришьяниса Клявиньша и Олега Гаврилова связывает «давнейшая дружба». Напомним, что впервые о договорных матчах в латвийском футболе заговорили в 2005 году. Тогда генеральный секретарь Федерации футбола Латвии (ФФЛ) Янис Межецкис рассказывал корреспонденту газеты «СейЧас» о подозрительных результатах матчей с участием даугавпилсского «Динабурга», президентом и владельцем которого был предприниматель Олег Гаврилов. Под подозрение в манипуляциях с результатами игр попал тогдашний пресс-секретарь ФФЛ Кришьянис Клявиньш. Подозрения усилил тот факт, что Олег Гаврилов перезванивался с Кришьянисом Клявиньшем почти 400 раз за месяц. Однако тогда скандал фактически замяли. Разве что Кришьянис Клявиньш ушел со своего поста и стал президентом женской баскетбольной команды СК «Цесис». Что касается Олега Гаврилова, то против него в связи с «договорниками» начаты несколько уголовных процессов.

 

Что же до самого Клявинща, то в распоряжении ФФЛ имеется письмо от УЕФА с информацией о том, что Кришьянис Клявиньш, возможно, замешан в манипуляциях с результатами матчей в так называемом Деле «Бохума». УЕФА предупреждает ФФЛ о том, что Кришьянис Клявиньш упоминается в этом деле – он получил перевод в 30 000 евро от некоего Мануэля Пекосека, который являлся посредником договорных матчей и ставках на тотализаторе. Следствие установило, что во время телефонных разговоров между сотрудниками спортивного тотализатора SAMVO и осужденным за манипуляции с результатами матчей Анти Сапином последний рекомендовал открыть счет на имя некоего владельца баскетбольного клуба, который часто «выигрывает в тотализаторе».

 

Кто бы сомневался, что сам Клявиньш все подозрения на свой счет отвергает. О своем будущем говорит, что намерен инвестировать в футбольную команду для участия во Второй лиге. На более высоком уровне он выступать не планирует – бессмысленно, ведь его тут же заподозрят в «договорниках» (кстати, ставки где-нибудь в Гонконге можно ставить даже и на матчи 2-й лиги. – Примеч. авт.). С 2018 года, когда в Цесисе будет построен новый стадион, Клявиньш намерен уделить особе внимание детскому футболу.

 

Кроме выборов президента, во время Конгресса были избраны и члены правления ФФЛ. Ими стали в соответствующих сегментах: Владимир Директоренко (55 голосов за) – судейское развитие, Артур Закрешевскис (60) – развитие детского футбола, Дайнис Гудерманис (70) – развитие народного футбола, Александр Старков (57) – тренерское развитие, Владимир Жук (62) – развитие инфраструктуры и регионов, Жорж Тикмерс (84) – развитие женского футбола, Юрис Кейшс (52) – развитие образования, Александр Исаков (86) – развитие клубных соревнований, Марис Верппаковскис (91) – развитие элитного футбола.

 

Не был избран руководитель развития футбольного бизнеса, так как никто не набрал большинство голосов. Поэтому кандидаты на этот пост Эмиль Латковскис и Гунтис Блумбергс с 77 голосами будут кооперативно присутствовать на заседаниях правления без права голоса.

 

Первым заместителем президента ФФЛ стал Марис Верпаковскис, а вторым вице-президентом избран Жорж Тикмерс.

 

Дисциплинарная комиссия – Янис Павловскис (председатель), Валерий Барков, Юрис Лиепиньш (69 голосов за).

 

Комиссия статуса игроков и переходов – Матис Шкинькис (председатель), Марис Логинс, Сергей Усачев (79).

 

Комиссия лицензирования клубов – Арис Какстанс (председатель), Лариса Прамнека, Артем Калацс, Иева Отомере, Павел Тюшев (79).

 

Апелляционная комиссия – Айвар Бергерс (председатель), Рейнис Папулис, Александр Бирсонс (73).

 

Новыми членами ФФЛ стали 14 кандидатов (83): ДФК «Саласпилс», ФК «Ринужи Рига», ФК «Саулес пуйкас», СК «Кримулда», Салдусская спортивная школа, общество «Я за Футбол», общество ФШ RIKOR, Riga Football club, ФК «Иецава», Видземский футбольный центр, ДЮСШ Бауского края, СК «Упесциемс», ФК «Куивижский Спартак» и ФК «Лайдзе».

 

Кандидатами в члены ФФЛ стали (78): общество «Ассоциация латвийских футбольных тренеров», ООО «Лимбажский Олимпийский центр», общество «ФШ Leevon», общество «ФК 02», общество «ФК Аллианс», общество «ФК Латголс», общество SK Kuorsova, самоуправление Мерсрагского края, СШ Вилянского края, «Вилякские энтузиасты», общество «Латвийское общество поддержки спортсменов».

 

Следующий конгресс пройдет 28 апреля 2017 года.