Город отмечает 111-й день рождения Марка Ротко

Город отмечает 111-й день рождения Марка Ротко
Сегодня, 25 сентября, отмечается 111-я годовщина со дня рождения Марка Ротко, в связи с чем, как уже сообщалось, в Даугавпилсе пройдет ряд культурных мероприятий, в том числе международная конференция «Абстрактный экспрессионизм: язык эмоций» с участием искусствоведов из Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Мадрида, Сан-Паулу и Москвы.

24 сентября из Риги в Даугавпилс (в рамках программы «Рига-2014») прибыл Ротко-поезд «Лаборатория тишины», по ходу следования которого пассажиры были вовлечены в мультимедийное действо – им предлагалось прочувствовать тишину, пощупать звук, остановить мгновение. Поэтические и музыкальные произведения для столь эксклюзивного путешествия собирались в течение года куратором экспозиций Арт-центра им. Марка Ротко Фаридой Залетило. Все они посвящены Ротко, живописным работам мастера. Среди авторов – музыкант Питер Гэбриэл, композитор Мортон Фелдман и другие знаменитости, воодушевлявшиеся творчеством этого художника.

«КТО ШЕЛ ВПЕРЕДИ МЕНЯ...»


Накануне запланированных мероприятий, имеющих важное значение для развития и авторитета нашего города в мировом культурном пространстве, газета «СейЧас» побеседовала с Фаридой Залетило.


– Сегодня Ротко воспринимается частью культурного наследия Даугавпилса. Но я никогда не ставила своей целью привести всех к почитанию этого художника, поклонению ему, – выражала свое мнение Фарида. – Более того, есть живописцы, которым я отдаю большее предпочтение. Но случилось так, что именно Ротко занял значительное место в моей жизни. 19 сентября в Голландии (Гаага) открылась большая ретроспектива работ Ротко. Эта выставка вышла за рамки его фирменного стиля: к абстракционизму присоединились более ранние картины художника – портреты и другие примеры творчества мастера. С Голландии началась вся моя эпопея с Ротко, я работала в этой стране 6 недель в архиве музейного отдела зарубежного искусства. Меня тогда потрясло, насколько трепетно здесь собираются материалы, связанные с Ротко, сохраняется все – от маленьких заметок в прессе до объемных монографий. Примечательно, что в Голландии Ротко включен в общеобразовательную программу «Новый взгляд» для средних школ. Мне довелось присутствовать на презентации этой программы в министерстве образования. Голландия – страна, обладающая двумя холстами Марка Ротко, они хранятся в музее Бойманса-ван Бенингена (Роттердам).


В историю вошел скандал, разразившийся в свое время в музее Бойманса в связи с тем, что его директор решил продать одну из картин Ротко американскому коллекционеру за 9 млн долларов. Сотрудники музея отправили жалобу в Музейный совет страны с протестом против такого самоуправства. В итоге директор лишился должности, а холст Ротко остался на своем месте. В последние 20 лет количество ретроспективных показов картин Ротко в различных странах мира неуклонно растет, работы художника приобретаются на аукционах за огромные суммы. На недавней частной сделке проданы две картины Марка Ротко – «№ 20 (Желтое пространство)» 1953 года и «№ 14 (Белое и зеленое в голубом)» 1957 года – из коллекции покойной Рэйчел Меллон, которая являлась вдовой Пола Меллона, сына и наследника знаменитого коллекционера Эндрю Меллона.


Как куратора Арт-центра, меня особенно радует, что в канун 111-летия со дня рождения Ротко у нас открылись две выставки современных художников, заметно перекликающиеся с творчеством Марка Ротко. Речь идет о работах Кристины Хаксли (Ирландия) и Питера Гриффина (Англия). Хаксли оформила свое выставочное пространство как эпиграф к знаменитой часовни Ротко в Хьюстоне. Называя выставку «Сияние и отблески», художница пытается достичь эффекта внутреннего свечения своих работ, что так присуще полотнам Ротко. Что же до Гриффина, то это ученик Терри Фроста, который в свое время являлся близким другом Марка Ротко. «Я лишь следую за теми, кто шел впереди меня…» – называется выставка П. Гриффина, – делает акцент Фарида.

ЛАТВИЯ ГАРАНТИИ НЕ ДАЕТ


– Сын Марка Ротко Кристофер прибыл в Даугавпилс вместе со своей женой Лори и дочерью Изабел. Кристоферу чуть за пятьдесят. Недавно выяснилось, что у него великолепный голос, что он с успехом исполнял в Карнеги-холле сложное произведение Густава Малера. Музыкальность Кристофер унаследовал от отца. Любимыми композиторами Марка Ротко были Моцарт и Верди. Кристофер помнит, как отец усаживал его к себе на колени и они вместе заслушивались великолепной музыкой. После окончания факультета практической психологии Кристофер писал статьи и обзоры о музыкальной жизни Нью-Йорка для различных печатных изданий. Но поскольку творчество Марка Ротко становилось все более востребованным в мире – то тут, то там проходили выставки художника, Кристофер вынужден был отстраниться от своей предыдущей профессиональной деятельности, чтобы посвятить себя популяризации творчества отца. В немалой степени это связывалось с частной коллекцией, унаследованной детьми Ротко.


Как известно, в даугавпилсском Арт-центре экспонируется шесть полотен Ротко, предоставленных потомками художника. Кристофер Ротко и Кейт Ротко Призэл приняли участие в финансировании их доставки в Даугавпилс – на эти цели со стороны потомков художника было выделено 30 тыс. евро. (В Даугавпилсе экспонируются картины М. Ротко: «Мать и дитя», 1940; «Жертвоприношение Ифигении», 1942, «Верховный жрец», 1945, «№7 (Оранжевый и шоколадный», 1957; «№ 10 (Коричневый, синий, сиена на темно-винном)», 1963 и «Без названия (мультиформа)», 1948 – прим.). Согласно договору, заключенному с Арт-центром, эти картины будут экспонироваться здесь два года с возможностью перспективы продления этого срока. В случае если какую-то из работ востребуют для выставочного проекта, то на этот период она будет замещаться другой, также предоставленной детьми художника.


Арт-центр депонирует картины М. Ротко, что подразумевает обеспечение их сохранности и климат-контроля. Отчет о состоянии шести полотен регулярно отсылается менеджеру частной коллекции семьи Ротко – Мэрион Каан. На время экспозиции действует страховой полис, оплату которого производит Министерство культуры Латвии. Увеличение посещаемости Арт-центра им. Ротко позволило выплачивать часть зарплат его сотрудников из доходов учреждения, что в свою очередь сократило расходы городского самоуправления на эти нужды. Расходы на мероприятия в Арт-центре берет на себя государство. Оплата страховых полисов экспонирующихся в Арт-центре картин художников исчисляется десятками тысяч евро ежегодно. Был момент, когда Вашингтонская галерея соглашалась предоставить Арт-центру две масштабные и совершенно дивные работы Марка Ротко. Но выплаты по их страхованию оказались просто безумными.

 

В поисках выхода мы старались убедить Министерство культуры в необходимости предоставления госгарантии для доставки этих картин в Даугавпилс. Тщетно! Латвия такую гарантию не дает, отчего страдают все музеи страны – в Латвию невозможно привезти работы мастеров высокого ранга. В ответном письме нам объясняли, что министерству потребуются годы для изучения опыта в этом отношении других государств ЕС. Получается, черпать из бюджета страны на огромные страховые пошлины легче, чем внедрить в практику государственную гарантию. С конца апреля по 1 августа 2014 года Арт-центр принял 60 тыс. посетителей, тогда как за весь период работы в 2013 году посетителей было 92 тыс. Какой другой культурный объект в Даугавпилсе может привлечь столько людей? Туристы открывают для себя не только Арт-центр, но и город в целом.


Произведения изобразительного искусства требуют внимательного и мыслящего взгляда от зрителя. Сожалею, что многие судят о Ротко только по его классическому периоду – абстрактному экспрессионизму, в то время как художник перед этим прошел эволюцию от реализма, сюрреализма… За зрелым стилем его творчества стоит мастерство и долгий, упорный труд художника.


В рамках предстоящих мероприятий под знаком 111-й годовщины со дня рождения Марка Ротко к нам в числе прочих именитых гостей вновь прибыл Дэвид Анфам (Великобритания) – звезда мирового искусствоведения, что говорит о растущем интересе к городу, в котором родился Ротко. Сегодня Дэвид завершает каталог графических работ Ротко, над которым работал 10 лет.


Задача Арт-центра Ротко собирать вокруг себя имена, связанные по рождению или творчеству с Даугавпилсом. Соломон Гершов, Жак Шапиро, Морис Киш – это же огромный пласт культуры, разработка которого, несомненно, принесет пользу Даугавпилсу, – заключила Фарида Залетило.