Лесные экспедиции

Лесные экспедиции
14 сентября дети из школ Латгалии приняли участие в экспедиции, организованной АО Latvijas valsts meži, цель которой – расширить кругозор учеников, показать, какую важную роль в жизни каждого человека играет лес. 

Такого рода мероприятия стали традиционными. AO Latvijas valsts meži (LVM) разработана образовательная программа о природе, рассчитанная на дошкольников, школьников, студентов. Организаторы надеются, что представленная в режиме настоящего времени наглядная информация, возможность пообщаться с работниками леса позволит участникам лесных экспедиций узнать больше о лесе, о его разнообразной жизни. Ведь лес может захватить так же, как содержание интересной книги. Проблема сохранения леса, его богатств сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. Что касается лесного путешествия по территории Калупского лесного массива, о котором далее пойдет речь, то для участия в нем надо было подать заявку. В экспедиции приняли участие шестиклассники из Даугавпилсской основной школы Виенибас, 12-й средней школы, Шпогской средней школы, из трех основных школ Ливанского края, из Индрской основной школы и Эзерниекской средней школы. Лесная экспедиция предполагала прохождение 10 мест, на каждом из которых группы ожидал представитель Южно-Латгальского лесного хозяйства. На первой остановке общались с лесником Дайгой Анцане. Дайга пояснила, что ее лесные встречи с детьми начались еще в 2000 году, когда школьники приезжали высаживать елочки да сосенки, устанавливать скворечники. Но с течением лет детей перестали задействовать. Теперь на выполнение лесных работ проводятся конкурсы среди подрядчиков. Дайга рассказала о жизненном цикле леса, ребята получили рабочие листки, куда следовало заносить наблюдения, отражающие участие в экспедиции. 

 

На следующем остановочном пункте школьники отвечали на вопрос, что изготавливают из древесины? Посыпались ответы: «Дома, шпалы, лодки, мебель, музыкальные инструменты, карандаши, игрушки…»  В принципе, в современной интерпретации из древесины можно изготавливать все, начиная от стула и заканчивая экологическим топливом для машин будущего. Ведь именно дерево сыграло ключевую роль в развитии и становлении человечества. Из древесных отходов получают лаки, краски, олифы... Припомнили также вискозные волокна для текстильной промышленности, и много чего еще. 

 

Ругали лосей и косуль

 

На одной из лесных остановок детей встречал планировщик Вентс Кацарс, в его задачу входило дать представление о том, как определять возраст дерева. Можно подсчитать количество колец (но для этого понадобиться спилить дерево) либо воспользоваться буром Пресслера, позволяющим взять образец древесины от коры дерева до его сердцевины. Возраст хвойного дерева узнают и подсчетом количества мутовок (ярусов кольцеобразного расположения веток) на стволе. Ежегодно на стволе образуется только одна мутовка. Однако все мутовки четко видны до 30–40 лет, потом нижние сучья начинают отпадать, их основания зарастают древесиной…  Со слов планировщика В. Кацарса, в Южно-Латгальском регионе в год в среднем вырубается 400–500 тыс. кубометров леса.

 

В рамках лесной экспедиции протяженностью около 2 км предусматривалось выполнение детьми практических заданий. Преодолев лесную вырубку с недавними лесопосадками и небольшой участок брусничника, ребята с учителями, а вместе с ними и мы, подошли к Айнарсу Мелдерису и Витолдсу Димперсу, также сотрудникам LVM, они обратили внимание школьников на то, что молодому лесу надо помогать, тогда елочки и сосенки будут быстрее расти. А это значит – освобождать лесопосадки от лиственных (малоценных) пород, «конечно, тут не имеется в виду береза или дуб». На такие деревца (кусты) привязываются красные ленточки, означающие, что приговор вынесен. Рассказывая, Витолдс сделал интересное замечание: дуб в лесу сажает сойка, когда собирает желуди и прячет на зиму под мох или опавшую листву. По словам В. Димперса, в этом году только на его 5-м Ницгальском участке (Южно-Латгальский лесхоз), было посажено 159 га леса. «На 300 вырубленных деревьев садим 3000, но не каждое дерево прорастет, лесопосадки требуют ухода, их надо прореживать…» – говорил восстановитель леса. К количеству посаженных деревьев ежегодно отдельной строкой плюсуется самосев. Были нарекания в сторону тех, кто оставляет в лесу мусор: «Грибники, когда идут в лес, берут с собой еду, напитки и др., но обратно несут только грибы-ягоды, оставшийся мусор выбрасывают по дороге. Находятся люди, которые вывозят в лес и содержимое гаражей, старые покрышки…» На сбор мусора в лесах Даугавпилса LVM ежегодно тратит тысячи евро. Но самые большие траты все-таки связываются с ремонтом дорог и восстановлением мелиорации как времен Улманиса, так и советских. Не забыли «лесовики» и лосей с косулями поругать за то, что животные откусывают верхушки молоденьких и еще не окрепших деревьев, после чего тем уже не выжить. «Спасаем деревья так: смазываем верхушки специальным препаратом, в этих же целях используется немытая овечья шерсть – ее запах животным очень не нравится», – говорил Витолдс. 

 

Точки зрения

 

Руководитель Южно-Латгальского лесного хозяйства АО Latvijas valsts meži Алдонис Утинанс отметил, что школьники, проживающие в сельской местности, о лесе знают больше, чем их городские сверстники. «И все-таки в ходе экспедиций все ребята открывают для себя что-то новое. Начинают понимать, что охрана леса – ответственная и нелегкая работа. Закон о лесе распространяется как на государственные, так и на частные леса. 

 

Хороший лесничий тот, кто не просто любит лес. Тут надо мышление эколога, трудолюбие, желание пополнять свои знания ежедневно. Люди всегда ждут от специалиста совета. Лесничий должен разбираться в биологии лесных растений и животных, в почвах, иметь представление о лесных экосистемах, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров и др. На работника леса учат в Огре. А на инженера леса – в Елгаве. Лесничими становятся по призванию. Среди лесничих есть те, кто живет в лесу, но их немного. Молодежь привлекает город… Половина лесов в Латвии – это леса государственные, их возобновляют посредством посадок деревьев. С частными лесами проблем больше, бывает, человек просто хочет быстро заработать на лесе …» – пояснял А. Утинанс, отдавший лесу 20 лет жизни. Начинал лесником в Науенском лесничестве. Иронизирует: «Раньше, если бобры поселялись в канаве, это была чуть ли не уголовная ответственность, а теперь – биологическое разнообразие». Алдонис уверен: «Лес для человека и во благо человека. Но за ним нужен уход. Лес служит нам, а мы должны служить лесу, тогда будет порядок». 

 

В числе проблем леса А. Утинанс назвал возросшие популяции таких животных, как косули, лоси, олени, бобры, кабаны. Они гибнут на дорогах и представляют опасность для автомобилистов. А вот хищников в наших лесах недостает. Получается, нарушен баланс. А. Утинанс тоже коснулся темы несознательного отношения людей к местам отдыха: «К примеру, на берегах озера Светлое (Даугавпилсский край) то и дело восстанавливаем столы и скамейки – отдыхающие изводят их на дрова для костра…»

 

Руководитель Южно-Латгальского лесного хозяйства АО Latvijas valsts meži Алдонис Утинанс: «Лес для человека и во благо человека. Но за ним нужен уход. Лес служит нам, а мы должны служить лесу, тогда будет порядок».  

 

Лес занимает 52% (3, 365 млн га) территории Латвии, более лесистой страной в Европе является только Финляндия. В среднем в Латвии вырубается в год до 12 млн кубометров древесины при ежегодном приросте не менее 25 млн кубометров. И тем не менее жителей страны продолжает волновать ситуация с ковровыми вырубками, когда харвестер – современный лесозаготовительный комплекс с повышенной проходимостью заменяет бригаду рабочих. Машина спиливает дерево, обрезает сучья, отделяет ствол. Люди сообщают, что тяжелая техника, передвигаясь, оставляет в лесу огромные траншеи, это подтверждают и фотографии. Есть мнение, что после массовых вырубок происходят изменения в экологии, пересыхают речушки, животным негде прятаться, и они уходят. Проплешины вырубок хорошо видны на снимках из космоса (карты Google). Дискуссии о лесе разгораются в социальных сетях. О ковровых вырубках информируют жители самых разных уголков Латвии, у которых своя точка зрения. Кстати, в разговоре с «СейЧас» представители Южно-Латгальского лесхоза поясняли, что больший вред почве в сравнении с харвестерами наносят форвардеры (перевозчики), потому как при своей огромной тяжести и влажной почве нарушают почво-грунты, после них также приходится восстанавливать мелиоративные канавы.   

 

P. S. По сообщению департамента лесного хозяйства Минземледелия, в 2016 году стоимость экспорта продукции лесной отрасли Латвии достигла рекордного показателя – 2,102 млрд евро, что на 4,6% больше, чем в 2015 году. Древесины и изделий из нее экспортировано на сумму 1,794 млрд евро. Латвийский лес в виде продукции направляется в Великобританию (19,7%), Эстонию (9,9%) и Германию (9,8%).