БелАЭС – Вильнюс наступает, Минск держит удар8

До завершения строительства БелАЭС в Островце Гродненский области остается всего ничего. Запуск первого энергоблока намечен на осень. Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС уже выдал специальные разрешения на ведение работ под знаком атомной энергии сотрудникам станции.

В конце мая на станции ждут миссию МАГАТЭ по учету и контролю ядерных материалов.

 

Латвию, как и Эстонию, питает электроэнергия из Беларуси, идет она через Литву, где БелАЭС воспринимается «угрозой национальной безопасности». Литва приняла твердое решение покинуть БРЭЛЛ – единую энергосистему Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Встает вопрос о необходимости в срочном порядке принять поправки к законам, регламентирующим синхронизацию электроэнергетической системы Литвы с сетями ЕС.

 

Что касается темы повышения тарифов после присоединения к энергосистеме ЕС, то ее стараются не афишировать. Проблема в том, что республика практически не производит собственной электроэнергии. Ресурс экономично закупают в Беларуси и России, где он дешевле, чем в Скандинавии.

 

Аналитический портал «Фонд стратегической культуры» (ФСТ) предрекает: уход Литвы от Беларуси и России в скором времени почувствует каждая литовская семья. Актуализируется и другая проблема: отключившись от белорусской энергосистемы, Литва, как пишет ФСТ, «потушит» свет всем странам Балтии. Так что в данном случае известный призыв – «уходя, тушите свет» – наполняется негативным смыслом.

 

С выходом из БРЭЛЛ синхронизация с энергосистемами Европы дорого обойдется странам. (В 2025 году БРЭЛЛ намерены ликвидировать). Поэтому энергетики Литвы, Латвии и Эстонии не стесняются обращаться к коллегам из России и Беларуси c тем, чтобы сохранить хотя бы несколько из действующих ЛЭП в качестве страховки.

 

Сегодня официальный Вильнюс, ратовавший за отмену строительства БелАЭС, несколько меняет тактику. Рассматривается возможность подписания с Беларусью договора по обмену информацией о состоянии АЭС. Руководитель Госинспекции по атомной энергетике Литвы Демченко, будто оправдываясь, поясняет: договор – всего лишь «технический документ, который связан с ранним оповещением о возможных авариях». Что это, мол, не означает пересмотра позиции. Надеются, что договор будет подписан до поставки в Беларусь ядерного топлива. Глава Министерства энергетики Литвы Ж. Вайчюнас отмечает, что такой документ важен в случаях оповещения о возможных авариях – там будет прописано, в каком порядке о них будут предупреждать. Впрочем, по словам министра, вряд ли Литва к осени будет готова «стабильно переключиться на европейскую энергетическую систему».

 

В марте 2019-го премьер-министр Сквернялис публично заявил о своем «плане-хулигане» для официального Минска. Выражался он в том, чтобы почти построенную АЭС переделать в газовую. Предложение рассмешило даже Литву. Понятно, что Беларусь от столь заманчивой идеи отказалась. Тогда Сквернялис вытащил «из кармана» другую: Литва заинтересована в доступе к датчикам, которые мониторят экологическую ситуацию на станции. Выдвигалось также предложение, чтобы в Островце постоянно находились литовские специалисты. Но и эти предложения раскритиковали. Министр энергетики А. Секмокас заявил: датчики наверняка будут белорусскими или, в крайнем случае, российскими, а значит, «Литву обманут». (ИА REGNUM). Единственная возможность – стоять на позиции, что станция несет опасность.

 

Против сотрудничества с Беларусью по БелАЭС выступает и президент страны Д. Грибаускайте:

 

«Любое согласие на участие и создание совместных институтов будет означать легитимацию Островецкой АЭС. Это означало бы, что мы связываем свои руки. И мы не сможем требовать, чтобы Беларусь закрыла эту электростанцию».

 

И вот уже министр иностранных дел и министр энергетики Литвы направляют совместное письмо в Еврокомиссию, в котором жалуются на Беларусь и просят придумать для нее какое-нибудь наказание. Такая реакция вынудила белорусов отвечать.

 

С сожалением в очередной раз вынуждены констатировать, что литовская сторона прибегает к безосновательным и откровенно лживым заявлениям в отношении реализуемого проекта Белорусской АЭС и принимаемых мерах по обеспечению ее безопасности. Хотели бы напомнить, что Республика Беларусь никогда не уклонялась от международного сотрудничества в этих вопросах. Мы широко используем международную экспертизу и передовой опыт, тесно сотрудничая с МАГАТЭ и иными профильными агентствами. Еврокомиссия остается одним из основных наших партнеров в деле по обеспечению наивысшей степени безопасности будущей станции, регулярно оказывая белорусскому регулятору консультативную и техническую помощь.

(заявление посольства РБ в Литве)

 

По мнению официального Минска, забота литовской стороны о безопасности всего Евросоюза преследует совершенно иные цели — отвлечь внимание от известных сложностей с выводом из эксплуатации Игналинской АЭС и строительством ядерных могильников у границы с Беларусью.

 

«Чем еще можно оправдать уклонение от предложения белорусской стороны создать систему мониторинга ядерных объектов, расположенных на территории обоих государств? <...>».