Михаил Казиник: «Моя религия – музыка!»9

Михаил Казиник: «Моя религия – музыка!»
За статьей «Концерт станет событием!» (от 28 февраля) спешит еще одна, на этот раз полностью посвященная Михаилу Казинику – скрипачу-виртуозу, музыковеду, писателю, режиссеру, профессору Драматического института Стокгольма, ведущему эксперту Нобелевского концерта, автору методики комплексно-волнового урока…

Признаемся, таланты такого уровня Даугавпилс посещают нечасто. Концерт-лекция «Тайные знаки культуры» в графике гастрольных выступлений маэстро запланирован в нашем городе на 26 апреля – после гастролей во Франции, США, России и перед гастролями в Англию. Париж, Москва – и вдруг Даугавпилс... Согласитесь, здесь, вероятно, тоже без своих «тайных знаков», не обошлось…  

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ


О Казинике говорят, что слушать его можно вечно, но это опасно – у него свое толкование привычных вещей, когда давно утвержденное вдруг предстает совершенно в ином свете. И какую бы тему ни затрагивал Михаил Семенович, разговор все равно сведет к музыке, которой вдохновляется, которой поверяет весь мир. Музыка в его понимании – «великий договор с Творцом».


А сейчас несколько любопытных примеров расшифрованных Казиником тайных знаков.


– Помню, прочитав «Ларчик», сперва обиделся на Крылова: басню не закончил, – рассказывает Михаил Семенович. – Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял – Крылов сделал все правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чем ошибка? Обычно читают: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый – неправильный – вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было – надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна! Потому что Крылов показал, как смешны мы бываем, тратя все силы – вплоть до привлечения заморских мастеров к открытию ларца на решение проблемы, которой просто не существует! Ее нет! Мы ее сами себе выдумали!


А вы знаете, что вся сказка «О царе Салтане» закодирована на число 3? Мало того что Пушкин пишет гениальную сказку с гениальной идеей, так он еще устраивает и потрясающие математические игры! Начиная с трех девиц под окном. Три – во всем! Три действия, три путешествия, три превращения Гвидона и три чуда. А тридцать три богатыря? Даже когда князь Гвидон открывает бочку, идет такой текст: «Вышиб дно и вышел вон!» – три удара на трех звуках «в». Лук делается из трех движений. Сделано феноменально, легко и красиво! А три полета Гвидона? Когда нужно было лететь в четвертый раз, то Гвидон «с женой остался». И все, чтобы не нарушить триединство».

СЮЖЕТЫ БИОГРАФИИ


Для Казиника скрипка больше чем национальность, а музыка – религия. На открытых уроках он спрашивает учеников: «Почему скрипка слева? Ведь ведущая рука у большинства людей правая». И отвечает: «Потому что скрипка должна находиться там, где сердце. Игра на скрипке – очень напряженный процесс. Нужно все делать на слух, на психике. Прикосновение пальцев музыканта к струне – это сильнейшая эротика. Для настоящего скрипача исполнение – это чувственное состояние».


После войны его родители оказались в Ленинграде. Когда мальчику был всего год, с витебской бабушкой стало совсем плохо. «Мама решила: нужно оставить Ленинград и приехать сюда, чтобы помочь. Вскоре бабушка умерла, а обратной дороги в Ленинград у нашей семьи не было. Мы получили комнату в коммунальном бараке. Я помню, как во время дождя с потолка текло, и подставляли тазики, ведра», – рассказывает Казиник, много лет курсировавший между Витебском и Ленинградом. В то время он воспринимал себя жителем двух городов. Были встречи с Иосифом Бродским, Анной Ахматовой…


У Михаила Семеновича своя гипотеза, почему в Витебске люди хотят летать. И хотя имя Марка Шагала в интервью не называлось, из объяснений было понятно, что это относится и к его картинам тоже. «Город расположен на холмах. У него уникальный рельеф. Чтобы его пересечь быстро, необходимо взлететь. Иначе предстоит долгое и скучное гуляние вверх-вниз по грязи, по пыли, по оврагам. У меня в детстве была мечта: сорваться с одного холма и перелететь на другой. Думаю, если бы дельтаплан не изобрели в другом городе, его бы обязательно изобрели в Витебске. Мне всегда казалось, что музыкант со скрипкой должен взлететь».


С середины 1980-х его выступления собирали полные залы, причем география гастролей с каждым годом расширялась. Появились недоброжелатели, один из которых – титулованный искусствовед заявил в Министерстве культуры: «Это не здоровое явление, когда на лектории по классической музыке собираются полные залы. Надо прислушаться к тому, что он рассказывает». Тем не менее Казиник чувствовал себя вполне благополучным человеком. Потом открылась возможность выступать за границей: в Польше, Германии, Швеции. Во время гастролей в Стокгольме к нему подошла женщина, секретарь Нобелевского комитета, и спросила, не хочет ли он поработать в Швеции. Казиник отказался – было много планов на родине, выступления расписаны на много месяцев вперед. И все же отказ от такого завидного предложения выглядел странно. «А назавтра, это было 19 августа 1991 года, она снова позвонила и спросила, смотрю ли я телевидение, знаю ли, что происходит в Москве. Я тут же включил телевизор и узнал о путче», – вспоминает Казиник. Историческая реальность совпадала по времени с уничтожением тиража его книги «Краткий курс научного антикоммунизма» в Краснодаре. Казиник принял предложение остаться в Швеции. «Нашел ли я в Швеции единомышленников? Творческому человеку трудно, а порой вообще невозможно найти единомышленников. (Даже не знаю, надо ли их искать.) Не потому, что эти люди неуживчивы или капризны. Творец – это обязательно яркая индивидуальность, именно этим он и интересен.

ДЕМОС И ОХЛОС


Главную проблему нашей современной жизни Казиник связывает с тем, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. «Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказались? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи.


Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Все понятно! Демос – народ, кратос – власть. Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось, напомню, охлос (отсюда в русском языке сохранилось слово «охламон»). Так вот, если в государстве зашкаливает власть охлоса, оно уже не может называться демократическим. Не имеет права! Потому что при всеобщем равном избирательном праве охлос голосует только за того, кто пилит сук, на котором сидит. Ведь дрова ему нужны именно сегодня, поэтому проще пустить на них то, что под рукой. И только когда, спилив этот сук, чтобы затолкать его в печку и согреть семью, охлос падает, перебив при этом хребет собственному ребенку, только тогда он понимает, что нельзя одновременно пытаться заглянуть в будущее и удовлетворить настоящее. А демос – это тот, кто сегодня живет мыслями о будущем. Как правило, их мало. Но именно они должны голосовать, потому что думают так, как положено. И проголосуют так, как будет полезнее не лично для них, а для государства».


О культуре М.С. Казиник мыслит как о возделывании души, и именно оно самое главное. «Потому что, сколько бы мы ни говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное даст 100 очков вперед. Если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника как до дальней галактики. Мы же пьяного муравья ни разу в жизни не видели! А если ты у какого-нибудь мурашечки чуть лапку прижмешь, тут же остальные кидают свою работу и спешат ему на помощь – чего не делают люди. Я знаю несколько людей – достойнейших, которые умерли от сердечного приступа, лежа на улице в центре города. К ним никто не подошел, думали – пьяный валяется!»

«Я СДЕЛАЛ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ...»


Казиник уверен, что парадокс часто становится движущей силой, и подтверждает это конкретными примерами: «Чем хуже Бетховен слышал, тем лучше он писал музыку. Это неоспоримая вещь». На его взгляд, все искусство – это великая игра. «Великая музыка – она легкая и гармоничная, она общается с космосом. Если же в ней появляются жесткие аккорды, то это выходы в другие пространства, это путь из депрессии к счастью. В Патетической сонате Бетховена патетического лишь на несколько секунд. А потом после ля бемоля вверху и си бемоля в басу переход в чудное движение, в эмоцию и активность. Все великое искусство – радостно, потому что оно знает Вечность. Оно побеждает смерть и очень совершенно по своим структурам. Искусство не может быть серьезным, потому что мы играем в игры с богами. Да, это так! Человек осмелился играть в игры с богами. Как Пушкин, Моцарт или Бах. Это великие божественные игры, и человек, внимающий им, велик и высок», – утверждает Казиник.


На вопрос, как же быть с теми, кто не имеет зачатков интереса ко всему тому, о чем с такой страстью и так талантливо вещает увлеченный открытием тайн, Михаил Семенович отвечает: «Если они не придут, я ничего не смогу для них сделать. Но я сделал все возможное для того, чтобы у них был шанс познакомиться с моей системой. Целой системой, начиная от периода беременности, когда ребенок сидит в "барокамере" и готовится выйти на планету, до момента, когда человек вдруг осознает, что жизнь кончена, и испытывает совершеннейшую депрессию и трагедию. Но даже здесь присутствует искусство – музыка доказывает, что есть бессмертие, и конец жизни лишь переход в иное состояние. Никакая религия не утешит человека так, как открывающее тайны вечности искусство».


Подробнее о Наталии Яперте, даугавпилчанке, которая выступит с Маэстро: Концерт станет событием!


P. S. Билеты на концерт «Тайные знаки культуры» можно приобрести в кассе Даугавпилсского театра, в торговом центре Ditton Nams и на www.bilesuserviss.lv. Подробная информация по тел. 65426520, 29702897.

 

В кассе Даугавпилсского театра появились дополнительные билеты стоимостью всего 5 латов. Количество билетов ограничено, поэтому торопитесь и не упустите возможность побывать на уникальном событии в культурной жизнинашего города!