Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

«СейЧас»: жизнь после Brexit глазами бывшей даугавпилчанки10

«СейЧас»: жизнь после Brexit глазами бывшей даугавпилчанки
Brexit не сходит с новостных лент, волнуя не только британцев, но и европейцев. Что будет после «развода» Англии с Евросоюзом? Об этом сегодня много говорят и дискутируют, в том числе и в Латвии. 

О том, как сегодня живется в Англии, газета «СейЧас» поговорила с бывшей даугавпилчанкой, а ныне жительницей приморского города Уэртинг в Западном Сассексе Еленой Крумгольд. Вместе с мужем Раймондом и дочерью Юлией она в Англии живет уже почти 10 лет. 

 

Эмиграция стала выходом

 

«Из Даугавпилса мы уехали не спонтанно, это был осознанный и непростой шаг. Я видела, как переживает от того, что не может себя реализовать здесь, мой муж, я думала о том, какие перспективы у моей подрастающей дочери. Вообще время было трудное и какое-то депрессивное – отсутствие работы и перспектив – все это давило, давило и… сегодня мы уже граждане Великобритании и Евросоюза. Британское подданство мы получили 6 августа, это было очень торжественно, нас поздравил представитель графства, сказав: «Я не буду вам говорить "добро пожаловать", я скажу вам "спасибо". Спасибо за то, что вы стали частью нашего общества!» И это действительно было приятно. 

 

До этого же надо было сдать экзамены: один – по языку, второй – тест на знание культуры и истории Англии. Экзамены не сложные, гораздо больше усилий требует различная бюрократическая волокита. Сначала граждане ЕС должны получить сертификат постоянного резидента Великобритании. Это можно сделать, прожив в Англии 5 лет. Процедура хлопотная, нужно собрать массу документов и заполнить форму более чем в 80 страниц. Затем можно претендовать на гражданство. Причем все это – платные процедуры, которые обходятся «в копеечку», только госпошлина при получении гражданства – это 1330 фунтов. Но мы решили, что хотим быть гражданами не только Европы, но и ставшей нашим домом Англии.

 

Чувствую себя дома

 

Конечно, Англия очень сильно отличается от Латвии. Во-первых, Британия – это образцовое классовое общество. Этот феномен, кстати, очень интересно изучать! Рабочий класс, средний и высший классы настолько далеки друг от друга, что мне – иммигрантке – гораздо легче интегрироваться в их среду, чем англичанам преодолеть свои классовые различия. Образ жизни, манера общения, образование, вкусы, одежда, мебель, даже сети магазинов, где будут делать покупки, и предпочитаемые марки машин строго разделены по классам. Причем пресловутый английский классовый снобизм присущ не только высшему классу, как могло бы показаться. Нет, рабочий будет в классовых вопросах не менее пристрастен, чем аристократ. В то же время внутри своего класса все очень унифицировано, узнаваемо вплоть до привычных оборотов речи. Поэтому очень важно знать социальный протокол, принятый в каждой части общества. В отличие от постсоветского пространства, в Англии он доведен буквально до автоматизма. Зная, с кем и как следует общаться, гораздо легче интегрироваться в то общество, в которое ты как приезжий попадаешь. 

 

За Brexit, но не против вас!

 

Когда было само голосование, мы с семьей были в отъезде. А когда вернулись домой, нас ждала открытка, подписанная нашими соседями и моими сослуживцами: «Добро пожаловать домой!» И это было так мило, – люди беспокоились, чтобы я не приняла результат голосования за выход из ЕС как некое «указание на дверь». 

 

Что касается всех тех вопиющих случаев, о которых писала пресса – об антииммигранских выходках после Brexit, то я и мои близкие с этим не сталкивались, хотя я тоже об этом читала, конечно же. Но могу точно сказать, что это ни в коем случае не официальная позиция – по каждому такому случаю полиция проводит расследование, и это не будет формальность, делом будут заниматься,  и виновные понесут наказание всегда.

 

Что же до скандальных ситуаций, то я, например, однажды подверглась антииммигранским выпадам со стороны… бывшей россиянки, волею судьбы теперь живущей в Англии, которая посоветовала мне «если что-то не нравится, убираться в свою Латвию». Сами же англичане – нет, никогда ничего грубого мне в лицо не говорили. Хотя есть там довольно неприятное явление – покровительственность. Это когда тебе, например, несколько раз объясняют одни и те же вещи, словно ты не понимаешь сказанных слов. 

 

«СейЧас»: жизнь после Brexit глазами бывшей даугавпилчанки

«СейЧас»: жизнь после Brexit глазами бывшей даугавпилчанки

 

3,8 млн граждан ЕС

 

Безусловно, я слежу за тем, что сегодня происходит в Англии вокруг Brexit и в вопросах, связанных с живущими в стране иммигрантами. Например, согласно недавнему опросу, проведенному среди жителей Великобритании, лишь 4 из 10 британцев думают, что мультикультурализм вредит английской культуре. 59% же опрошенных уверены, что культурное разнообразие обогащает страну. При этом 63% опрошенных ответили, что приезжие работники поддерживают экономику Британии, будучи заняты на тех работах, которые англичане не хотят выполнять, главным образом, в общественном секторе. Столько же опрошенных считают, что мигранты привносят очень ценные знания и умения, которые также нужны стране. В то же время участники опроса отметили, что большое число приезжих создает нагрузку на систему социальной поддержки. 

 

Когда я приезжаю в Латвию, многие спрашивают, как в Англии с работой, как с зарплатой, как можно получше устроиться? Понятно – именно эти вопросы сегодня важны для живущих в стране. Для меня же самым важным в Британии стало обретение своего дома, без которого человеку нигде не будет уютно. Важна семья, которую мы смогли сохранить, а в чужой изначально стране это непросто. Важна я сама, моя целостность как личности и возможность реализоваться, в том числе и в определенной деятельности. Вот когда это все с тобой, тогда ты и будешь чувствовать, что в этой стране ты – дома». 

 

Полное интервью с Еленой Крумгольд читайте в газете «СейЧас».

 

«СейЧас»: жизнь после Brexit глазами бывшей даугавпилчанки