Отвечает председатель правления SIA Ekocentrs Елена Корджева:
«Согласно пункту 21 Закона о записи недвижимой собственности в земельные книги, вся недвижимость, приобретенная путем сделки либо наследства, после 4 апреля 1993 года должна быть зарегистрирована в Земельной книге.
Также согласно действующему закону "О приватизации объектов собственности государства и самоуправлений" процесс приватизации все еще продолжается и сертификаты, как платежное средство, наравне с евро применяются для приобретения объектов недвижимости путем приватизации.
А теперь простыми словами.
Если недвижимость уже находилась в собственности к 4 апреля 1993 года, то ее владелец должен был до сделки позаботиться о том, чтобы оформить эту недвижимость в Земельной книге.
Невозможно сказать, что "сделка запрещена". Никто не может запретить людям что-то делать с их собственностью. Необходимо только завершить процесс правильного оформления документов. Любой нотариус, у которого будет совершаться подобная сделка, подскажет и поможет их оформить.
Теперь, в отношении той недвижимости, которая не была в собственности к 4 апреля 1993 года. Ее - огромное множество! Это практически все квартиры, которые люди приобретали путем ускоренной приватизации.
Очень важный момент - ускоренная приватизация НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЗАНЕСЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В ЗЕМЕЛЬНУЮ КНИГУ. Если владелец такой недвижимости не получил приглашения на плановую приватизацию, он, без всякого сомнения, может продавать, дарить, передавать в наследство и т. д., но без земельной книги! До ПЛАНОВОЙ приватизации эта собственность состоит на учете только в земельной службе (Земельная служба и Земельная книга - разные учреждения). Вот если ему такое приглашение было выслано более 6 месяцев назад, а он не завершил процесс плановой приватизации, только в этом случае он не сможет продать недвижимость.
И то, только до тех пор, пока не уладит вопрос с документами. Как только он занесет свою недвижимость в земельную книгу, он сможет заключать любую сделку. Было бы хорошо, если читатель задавал не общий, а конкретный вопрос. Тогда ему можно было бы помочь конкретным ответом, что ему делать в создавшейся ситуации».