Даугавпилс с памятниками не воюет21

Даугавпилс с памятниками не воюет

 

Незаметным для части даугавпилчан остался факт осуществления ремонтных работ по восстановлению памятника «Алеша» на Братском кладбище Даугавпилса.

Сегодня монумент советскому воину-освободителю выглядит нарядно, как новенький, и никому не приходит в голову призывать к его сносу, собирать по этому поводу подписи, как это то и дело происходит на портале Manabalss.lv в отношении памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. К чести Даугавпилса, наш город с памятниками павшим не воюет.

 

Ремонтно-восстановительные работы на Братском воинском захоронении завершились к началу декабря минувшего года. Памятник «Алеша», пребывавший в неудовлетворительном состоянии, был отреставрирован за счет средств федерального бюджета России. По сведениям, полученным grani.lv из исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, железобетонный воин «Алеша» был установлен в 1953 году.

 

На Братском кладбище в Даугавпилсе упокоено около 600 воинов (при этом известны имена 538 человек), тогда как в сражениях за город погибли 2536 воинов.

 

В рамках военно-мемориальной деятельности Генконсульства РФ в 2018 году были также отремонтированы советские братские воинские захоронения в Резекне (ул. Упес) и Резекненском крае (пос. Балбиши). 4 декабря на братском захоронении воинов Красной Армии в поселке Тилжа Балвского края была также завершена реконструкция. По итогам работ на гранитных плитах увековечены имена 41 бойца (в том числе 13 ранее неучтенных), отдавших жизнь за освобождение Латгалии.

 

Работы на братских кладбищах проводятся в соответствии с двусторонним соглашением от 18 декабря 2007 года о статусе памятных объектов павших на территории двух стран воинов.

 

На земле Латвии находятся 345 братских захоронений, в которых покоятся около 160 тысяч советских воинов, погибших за освобождение советской тогда республики от нацистов. Наиболее жестокие сражения относят ко второй половине 1944 года.

 

Однако с отношением к памятникам Второй мировой не все так однозначно. Иначе бы инициатива активиста Угиса Полиса на портале Manabalss.lv о демонтаже памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков не собрала более 10 000 подписей – этого достаточно, чтобы Сейм мог решить вопрос о сносе монумента.

 

Автор инициативы считает Памятник освободителям символом, напоминающим латышскому народу о страданиях в годы советской оккупации – «убийствах, насилии, геноциде латышского народа». Понятно, что под «геноцидом латышей» подразумеваются сталинские репрессии. Однако эксперты указывают: советская власть не делила жертв на национальности. Об этом, в частности, говорила в программе «Разворот» (Baltkom) историк Татьяна Фейгмане. Бытует мнение, что под репрессии попали лишь представители латышской нации. Но в действительности, напротив, первые репрессии в 1940-1941 годах коснулись по большей части русских:

 

«Для коммунистической власти национальность жертв была несущественна. Под репрессии попадали люди всех национальностей. Можно точно сказать, процент репрессированных русских был не меньше процента русских от населения страны, а может, даже больше».

 

По словам Фейгмане, репрессированные русские в 1940-1941 годах составляли до 22%. Это бывшие белогвардейцы, а также так называемый социально опасный элемент. 

 

Публицист Артур Приедитис делает свой акцент в рамках темы:

 

«Немецкие фашисты после своей победы во Второй мировой войне планировали уничтожить латышский народ как неполноценный… Излишне напоминать, насколько абсурдным является отношение части латышей к немецким фашистам. <...> Вместо того, чтобы осудить и единодушно подтвердить национальную ненависть к планам немецких фашистов уничтожить латышей как неполноценный народ, часть народа не желает знать и принимать во внимание ужасную историческую правду. Многие латыши осуждают вовсе не немецких фашистов, а своих спасителей! Это невероятная ситуация». 

 

Несмотря на собранные подписи к инициативе о сносе памятника и возможность их рассмотрения парламентом, МИД Латвии к идее демонтажа относится скептически. Даже если подписи на «снос» получит поддержку Сейма, демонтировать монумент не удастся – на его защите стоят нормативные акты и договор, заключенные между Латвией и Россией (1994).

 

Конечно, общество вправе выступать с разного рода инициативами, но договор с Россией предусматривает, что в случае возникновения какой-либо конфронтации между нормативными актами и международным регулированием, превосходство над латвийским законодательством получают международные акты.

 

Латышские националисты неоднократно предлагали снести памятник Освободителям Риги в Пардаугаве. Но 81% кандидатов от партий, претендовавших на места в Сейме в ходе предвыборной гонки в 2018 году, высказались против его демонтажа. Представитель Союза «зеленых» и крестьян Эдгарс Таварс в эфире LTV называл такие предложения провокацией.