А ты записался в стукачи?30


В нашем городе можно заметить рекламные стенды с призывом - «Redzi. Dzirdi. Runā.» («Замечай. Слушай. Говори.»). Люди проходят мимо, не очень обращая внимание: мало ли что рекламируют.

 

А между тем в Латвии набирает обороты кампания с призывом идти в информаторы, проще говоря, в стукачи.

 


Не проходите мимо

 

Кто-то может спросить: публикуют списки стукачей КГБ, но одновременно призывают сообщать в разные инстанции о нарушениях. В начале мая вступил в силу новый закон о защите людей, бьющих тревогу (Trauksmes celрanas likums). Госканцелярия надеется с их помощью узнавать о нарушениях в госсекторе, здравоохранении, продовольственной, строительной и других сферах.

Газета «Миллион» узнала, в чем суть нового закона, насколько верно люди ее поняли и удалось ли уже констатировать некие серьезные нарушения.

 

Давайте разберемся. Те наши земляки, которые живут и работают за границей, давно убедились, что во многих странах сообщать о любых нарушениях - обычное дело.

 

- Выехала из дома на машине, через километр останавливает полиция. Оказывается, сосед позвонил и сказал, что я шла как-то неуверенно, а вдруг пьяная? Он сообщил номер машины, и по какой дороге я поехала. Даже не знаю, как к этому относиться. В принципе, человек беспокоится, чтобы не случилась авария, - рассказывает живущая в Англии даугавпилчанка.

 

Наши люди не привыкли к таким порядкам. У нас скорее будут выяснять отношения между собой, чем сообщат компетентным органам. К примеру, если сосед шумит, вы сообщите муниципалам или пойдете объясняться с соседом?

 

Но закон поощряет не все сигналы о нарушениях. Информацию может подать только физическое лицо, которое считает эту информацию правдивой и получило ее, выполняя свои рабочие обязанности или находясь в правовых отношениях, связанных с выполнением таковых. То есть информатором может стать только человек, заметивший то или иное нарушение на своем рабочем месте!

 

Вот пример. Вы - член закупочной комиссии предприятия самоуправления, и замечаете, что некоторые ваши коллеги намеренно способствуют победе в конкурсе определенной фирмы. Бейте тревогу!

 

Другой пример. Одна и та же фирма выигрывает строительные подряды в вашем городе. Вы обсудили это с соседями и пришли к выводу, что, скорее всего, эти строители «дают откат» сотрудникам самоуправления; иначе это просто не объяснить.

В этом случае вы не попадаете под новый закон, и свои догадки вы можете оставить при себе.

 

 

Куда обращаться?

 

Есть несколько вариантов. Вместе с вступлением в силу нового закона на каждом предприятии, насчитывающем более 50 сотрудников, должен быть введен свой механизм информирования о нарушениях. Если вы работаете на меньшем предприятии, или механизм не работает, или вы по объективным причинам не хотите его задействовать, можно обращаться напрямую в компетентное госучреждение (например, коррупция – это по части Госполиции, нарушения в продовольственной сфере будет расследовать Продовольственно-ветеринарная служба и так далее). А можно подавать сигнал прямо в Госканцелярию. По телефону: 67082837 или э-почте: trauksme@mk.gov.lv. Также форма для сообщения есть на сайте: www.trauksmescelejs.lv.

 

 

Что будет с информатором?

 

Ясно, что, если информация о возможном нарушении подтвердится, то ее расследуют, призовут к ответу виновных и так далее. Но что станется с самим информатором? Вполне вероятно, что его вычислят коллеги или те, на кого он «настучал». Никакого материального вознаграждения закон о защите информаторов не предусматривает. Так в чем же заключается эта защита? Во-первых, информатора освободят от юридической ответственности, если он оказался в числе нарушителей закона, но сообщил об этом. Предусмотрен и запрет на создание неблагоприятных условий для информатора и его родственников.

 

Вообще, закон принимали именно с целью в первую очередь защитить информаторов. Причем это не инициатива латвийцев. Это депутаты Европарламента решили, что людей, которые сообщают куда надо о нарушениях, надо бы лучше защищать от неблагоприятных последствий. В Европейский союз входят 28 стран, но до недавних пор только 10 из них предусмотрели защиту для информаторов в своих законах. И вот, с 1 мая 2019 года к их числу примкнула и Латвия.

 

 

Люди уже «стучат»?

 

В Госканцелярии сообщили, что за первые две недели работы нового закона было получено 41 сообщение, оформленное как сигнал о тревоге в соответствии с вышеупомянутым нормативным актом. Однако, оценив их содержание, чиновники признали лишь 14 действительно существенными и достойными внимания сигналами. С ними ведется работа, по существу.

 

К концу года нам обещают собрать и опубликовать показательные данные за более долгий период действия нового закона и соответствующей работы госинстанций. Жители заявляли об уклонениях от уплаты налогов, халатности должностных лиц, фиктивном трудоустройстве, коррупции.

 

К сожалению, в Госканцелярии также признают, что пока не все люди верно поняли смысл нового закона. Так что среди тех отсеянных чиновниками сообщений были сигналы о нарушении личных прав (а должна быть угроза общественным интересам!), о случаях не на работе (а должно сообщать о нарушениях, увиденных на рабочем месте), о делах, которые уже расследуются или даже преданы публичности (должно быть нарушение, о котором еще неизвестно правоохранительным органам).

 

А чтобы люди лучше понимали, что за новый закон приняли 100 умных голов в Сейме, Госканцелярия проводит информативную кампанию. Короче говоря, оплачивает рекламу, например, на рекламных стендах, упомянутых в начале данной публикации. Кроме того, до осени запланированы обучающие семинары для предпринимателей и сотрудников госсектора, опросы жителей. На все эти цели планируется потратить 40 тысяч евро.

 

 

Вместо послесловия…

 

Есть такой тип людей, которым не все равно. Судя по опыту организации каких-либо митингов и акций протеста в Латвии в последние два десятка лет, в нашей стране таких людей крайне немного. Новый закон о защите информаторов вроде бы призван помочь им решиться сообщить о беспределе, который они наблюдают, не боясь лишиться работы, должности, уважения коллег и прочих составляющих их размеренной профессиональной жизни. Но поможет ли на деле? Не случится ли как с европейской Регулой о защите личных данных, которая привнесла в нашу жизнь разве что необходимость подписывать еще больше бумажек и давать еще больше разрешений, а по факту, как и прежде, друг про друга мы все знаем? Феномену информаторов должны сопутствовать такие явления как доверие к власти, грамотное и интеллигентное выражение гражданской позиции, реальные уголовные наказания для должностных лиц, совершивших преступления на рабочем месте. Тогда, возможно, и простые трудяги, клерки не станут молчать о нарушениях, свидетелями которых становятся ежедневно.