"Оскар и Розовая Дама" подарили грустную улыбку3
Эрик-Эмманюэль Шмитт - мировая знаменитость, он признан как самый читаемый и играемый на сцене французский автор. Это модный, блестящий и вместе с тем глубокий писатель, которого волнуют фундаментальные вопросы морали и смысла жизни, темы смерти. С уверенностью можно сказать, режиссер Театра-студии «Йорик» Айвар Пецка передал дух автора в своем спектакле.
Пронзительна игра 42-летнего актера Владимира Петрова сыгравшего 12-летнего обреченного Оскара, угасающего от лейкемии в больнице. Диагноз страшен настолько, что всего через несколько дней мальчик погибнет. И он должен за эти несколько дней пережить и перечувствовать всю полноту жизни человека. По настоянию Розовой Дамы (которую сам мальчик называет Розовой Мамой) – больничной няни – Оскар ежедневно пишет письма к Господу Богу. Она это делает для того, чтобы скрасить последние дни мальчика. Эти письма и представляют собой главную ценность спектакля. Мальчишеские строчки, трогательные, смешные и поэтичные, описывают несколько дней, заполненных забавными сюжетами и персонажами. Благодаря Розовой Даме, посредством той любви, которая связала их, мальчик проживает каждый день, как десять лет жизни, успевает повзрослеть, полюбить, жениться, постареть, испытать всё, что суждено каждому человеку в течение жизни, и примириться с неизбежным.
"Оскар и Розовая Дама" - это спектакль, финал которой известен наперед. От лейкемии не уйдешь - и сам герой, и читатели сразу понимают это. С другой стороны, интрига роману и не нужна - его главная ценность вовсе не в ней, а в возможности снять шоры, посмотреть на мир глазами ребенка, восприятие которого обострено до предела.
Маленький герой вызывает невольное восхищение - не каждый взрослый, оказавшийся в такой ситуации, мог бы держаться настолько достойно. А маленький Оскар шутит над своей изуродованной болезнью внешностью, находит слова, чтобы успокоить не находящих себе от горя места родителей, по-детски наивно, но вместе с тем так серьезно, говорит самые важные в жизни любого человека слова – "Пэги Блю – я тебя люблю!"...
В сюжетной линии спектакля глазами ребенка просматривается библейский сюжет – смирение перед смертью, вера уже мудрого благодаря болезни ребенка в Бога, искренняя и пронзительная. И его последние поступки такие же – искренние и пронзительные. Именно благодаря этому находясь в зале не можешь оторваться от сцены, на которой происходит действие, вызывающее наиболее редкие для человека эмоции – грустную улыбку. И когда падает занавес – на глазах слезы, на лице – улыбка.