Дмитрий Олехнович: «Сейчас принялись массово читать «Декамерон»…»8

Главный эпидемиолог Китая считает, что переживаемая пандемия утихнет к июню при условии, если все страны будут соблюдать строжайшие санитарные нормы и меры против распространения этой болезни. Пока же узнаем, что думает о коронавирусе один из даугавпилчан - историк, лектор и продекан факультета социальных знаний Даугавпилсского университета Дмитрий Олехнович.

– Дмитрий, страны сражаются с коронавирусом по-разному. ВОЗ уведомила, что одним карантином и самоизоляцией победить эту напасть не удастся.


– Замечу, что в последнее время количество «эпидемиологов» и экспертов у нас значительно увеличилось – ученики в школу не ходят. А, если серьезно, то, по-моему, абсолютный карантин невозможен, тогда надо вводить военное положение, к чему Латвия не готова. То есть, контакты между людьми в большей или меньшей степени остаются. Цепочку распространения инфекции могут прервать сами жители при осознании опасности для жизни, как своей собственной, так и других людей. Важен ответственный подход, разветвленная система спецслужб, инфекционный контроль. Меры, которые уже введены с целью пресечения распространения коронавируса, правильные. Параллельно идет поиск вакцины. Читал, что три противовирусных препарата уже проходят испытания. И прекрасно, что ученые разных стран могут обмениваться мнениями на этот счет. К тому же коронавирус – это не напасть последних 3-4 месяцев, поэтому должны быть какие-то наработки в области создания вакцины. Другое дело, что, по сообщению вирусологов, новый коронавирус стал мутировать. Иммунитета у многих нет, в Китае стали болеть уже переболевшие.

 

А какой из механизмов борьбы окажется наиболее эффективным, покажет будущее.

 

– В охватившей мир пандемии многие винят глобализацию. Хотя, объективности ради, эпидемии убивали людей задолго до интеграции экономик и обществ в целом, той самой глобализации.


– Сейчас принялись массово читать «Декамерон», события, описанные в этой книге, происходят во время эпидемии чумы (1348 г.): молодые люди уехали из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу, пытаясь таким образом спасись от болезни.

 

Дмитрий Олехнович: «Сейчас принялись массово читать «Декамерон»…»

 

Если бы все были удалены друг от друга на достаточное расстояние, инфекция не получила бы столь широкого распространения. А глобализацию, как известно, можно обвинять в чем угодно. Но я как раз сторонник глобализации, которая позволяет обмениваться информацией. Сегодня очень высок уровень социальных контактов, люди стали жить лучше и лучше.

 

– При этом современному человеку внушили, что его права и свободы неприкосновенны. Молодых людей, впитавших эти высокие либеральные принципы «с молоком матери», приводит в недоумение всеобщий карантин, штрафы за досуг вне дома, указание «больше двух не собираться». Бывает, убедить просвещенных европейцев соблюдать правила чрезвычайного положения (ситуации) очень непросто.


– Мир в XXI веке такой, какой он есть. Но в нынешней ситуации без жестких мер, скорей всего, не обойтись. Когда мы доведены до абсурда, то сами становимся коллективной Гретой Тунберг, не желаем ничего понимать, но при этом делаем умный вид. Много дилетантов в разных сферах.

 

Немцы, имея перед глазами пример Китая, быстро закупили дополнительное медицинское оборудование, создали мобильные госпитали, мобилизовали врачей, стали массово тестировать население. Для обработки анализов были даже привлечены ветеринарные клиники. Понятно, что надо действовать, а не расслабляться.

 

Дмитрий Олехнович: «Сейчас принялись массово читать «Декамерон»…»


Мы никогда не сможем добиться одинаковой сознательности от всех. Но ограничение социальных контактов все-таки возможно. Нужен кнут и пряник – кнут в виде штрафов, а пряник в виде определенной социальной подушки, чтобы люди понимали – их не оставят в беде. Могла бы быть и какая-то адресная помощь от богатых представителей латвийского общества. Но я о такой пока не слышал. Зато знаю случаи, когда предприниматели не разрешают работникам уходить на самоизоляцию.

 

Что касается волонтеров и их безвозмездного желания помочь пожилым, то это, конечно, приветствуется, но и здесь нужна большая ответственность человека – помогать, не заражая, т. е. правила гигиены и для волонтера обязательны!

 

– Среди ученых-философов есть те, кто считает Covid-19 cвоеобразной репетицией к чему-то еще более ужасающему. Версия эта сводится к тому, что существует некий социобиологический механизм, когда природа сама регулирует популяцию человечества.


– Подобные теории не новы: природа имеет свой регулятивный механизм, но у людей как популяции существует восстановительный эффект. Римское государство времён античности называют колыбелью современной европейской цивилизации. В VI веке в Риме свирепствовала чума. В первые десятилетия болезнь унесла жизни десятки миллионов человек. Эпидемия тогда следовала за эпидемией. Римская империя в итоге стала распадаться. Пандемии имели место, когда население планеты было во много раз меньше, чем сейчас. Мир встречается с ними с определенной цикличностью. Если бы природа захотела решить вопрос кардинально, достаточно продолжительного извержения крупного вулкана, например, Йеллоустоун. Хотя сегодня ученые уже говорят, что большую угрозу для жизни на Земле представляет вулкан в Антарктике.

 

Теории о саморегуляции природы возникают в кризисные времена. Раньше считали, что чума – наказание за наши грехи. Сегодня эту же теорию применяют к коронавирусу. Но пройдет еще лет десять, и те, кто перенесет нынешнюю пандемию, столкнется со следующей. Так уж устроен мир.

 

– Вторая мировая война в ту же тему? Огромное количество жертв, а потом, после ее окончания, всплеск рождаемости.


– Тут надо учитывать человеческое мышление. С окончанием войны людей, особенно победителей, охватила эйфория. Появилась надежда на долгий мир. После Первой мировой тоже был всплеск рождаемости, несмотря на пандемию испанского гриппа, которая приговорила к смерти многих и многих.

 

Дмитрий Олехнович: «Сейчас принялись массово читать «Декамерон»…»


(Эпидемия испанского гриппа в 1918-1919 годах – самая массовая пандемия гриппа в истории человечества. «Испанкой» тогда заразилось около трети населения планеты, а умерло от 50 до 100 миллионов. Некоторые заболевшие умирали уже на следующий день, большинство смертельных случаев было среди людей от 20 до 40 лет. Пик эпидемии пришелся на последний год Первой мировой войны. Вирус быстро распространился из-за антисанитарии в окопах и лагерях. Врачи оказалась не готовы к эпидемии: не было тестов, вакцин, антибиотиков для борьбы с осложнениями. После вспышки испанского гриппа в мире началась глобальная реформа здравоохранения. Впервые появились отдельные министерства и международные организации здравоохранения, а доступ к бесплатной медицинской помощи смогли получить все слои населения. – Прим. grani.lv).

 

Дмитрий Олехнович: «Сейчас принялись массово читать «Декамерон»…»

 

Испания сегодня.

 

После Второй мировой войны в Беларуси и Латвии количество мужчин и женщин было непропорциональным по отношению к количеству рождавшихся детей. Дети рождались, невзирая на тяжелые условия жизни. В послевоенное время ценили мир, стабильность, верили в лучшее будущее детей… А сегодня едешь по улице 18 Новембра, и видишь печальную картину, как растет и растет коммунальное кладбище. Мы все свидетели того, что поколение, родившееся после Второй мировой войны, уходит. Это объективный фактор.

 

– Что вас больше всего настораживает относительно развития событий, связанных с распространением Covid-19?


– Главное проблема, на которую сейчас указывают ученые – то, что на начальном этапе эта болезнь себя не проявляет, человек может продолжительное время не ощущать симптомов. И в это время беспечно контактировать с другими людьми. Две недели социальных контактов – это очень, очень много! К счастью, в Даугавпилсе начинают осознавать серьезность происходящего, детские площадки ограждены и патрулируются муниципальной полицией, на них уже не скапливаются мамы с детьми, как это было еще недавно. Тем не менее, сознательность проявляют не все. В минувшую субботу многие массово направлялись отдыхать. Еще как-то наблюдал курьезный случай в автобусе – девушка опустила маску, чтобы чихнуть.

 

– На Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе этого года выступал историк-футуролог из Израиля Юваль Ной Харари. По его словам, «нас переживут крысы, которые построят свою цивилизацию и будут учиться на наших ошибках». Вероятно, Крыса – хозяйка 2020 года, осталась довольна, что ее упомянули в таком контексте и с такой трибуны.

 

– Что является ошибкой, а что нет, покажет время. А крыса действительно по приспособляемости не уступает человеку. Предрекается такой иронично-апокалипсический сценарий… Как бы то ни было, но в будущем что-то должно радикально измениться. Как известно, история учит одному – тому, что ничему не учит. Человек не желает извлекать опыт из ошибок других. Каждое поколение намерено совершать свои собственные. Сегодня вопрос в том, как мы выйдем из этой коронавирусной ситуации, с каким счетом? Я очень надеюсь, что она научит ответственности, хотя бы мыть руки и иметь в кармане средство дезинфекции. Моя жена приводит в пример Филиппины, куда она летала по рабочим делам. Там дезинфекторы и антибактериальные средства – часть местной культуры. Ты не можешь выйти из аэропорта, если не продезинфицируешь руки спецсредством. Или отель, где на входе стоит полицейский и отслеживает чистоту рук. Такие меры в этой стране предпринимались всегда, но сейчас они особенно ужесточились. Только так можно противостоять инфекции.

 

- Спасибо за беседу.