«Война – это когда надо стараться убить первым…»

«Война – это когда надо стараться убить первым…»

День победы в этом году из-за Covid-19 лишился традиционных митингов и акций, но не лишился памяти, которая приведет к Вечному Огню, мемориалам и братским могилам, разбросанным по всей стране, многих жителей Латвии.

Председатель Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции (ДОБАК) Лариса Михайловна Задохина в телефонном разговоре с grani.lv пояснила, что в настоящее время в ДОБАК состоит 45 человек, которым довелось пережить Великую Отечественную войну, в этом числе 14 ветеранов, участников боевых действий на фронтах. Остальные – партизаны, малолетние узники нацистских концлагерей, труженики тыла, работавшие под девизом: «Все для фронта! Все для победы!»

 

Самой старшей по возрасту является ветеран труда Анна Ивановна Петрова, сегодня ей 99 лет. В возрасте, который также приближается к вековому, -- однофамильцы Евгений Степанов и Александр Степанов, - оба 1924 года рождения, оба отважно воевали.

 

Свидетелей войны, знающие о ее ужасах не понаслышке, становится все меньше. По словам Ларисы Михайловны, в конце апреля в Даугавпилсе в последний путь проводили ветерана войны - 94-летнего Николая Ивановича Капелько и труженицу тыла Надежду Васильевну Яблонскую, работавшую на железной дороге. Н. В. Яблонская была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

 

Евгению Петровичу Степанову, с которым мне довелось общаться в мае 2018 года, повестка на фронт пришла в 1941-ом, когда ему было всего 17. Призыв отстрочили на полгода, до совершеннолетия и окончания средней школы. Потом было еще одно «приглашение» на войну.

 

«Война – это когда надо стараться убить первым…»

 

«В мае 1942-го на фронт меня сразу не взяли, а направили в Тамбовское артиллерийско-техническое училище. Обучение в связи с войной было сокращено до одного года…», - пояснял он. По словам Евгения Петровича, солдатский боевой дух поднимала хорошая песня, игра на губной гармошке.

 

«В моем подразделении служил хороший такой парень из Томска, младший лейтенант Володя Клыков, - рассказывал ветеран. - В Польше нас время от времени отводили от линии фронта на отдых, пополнить личный состав, помыться… Командиры наставляли: на территории чужого государства вести себя надо так, чтобы местное население воспринимало вас не оккупантами, а друзьями. Однажды ночью услышали крик хуторянки, оказывается немцы – остатки разбитой гитлеровской армии – увели у нее с поля корову. Нас подняли по тревоге и направили вдогонку. Завязался бой, в котором погиб Володя. Обидно было: мало того, что стройный красивый парень не дожил до победы, так еще и погиб, получается, в тылу». Ветеран Великой Отечественной Е.П. Степанов назвал свою внучку Катюшей в честь государыни Екатерины Великой, любимой солдатами песни и реактивных систем залпового огня.(«СейЧас»: «Ветеран и его Катюша», 2018).

 

 

Ольга Авраамовна Гулий в августе 1942 года была направлена в Отдельный запасной полк связи города Астрахани. Девушка училась стрелять, колоть штыком, ползать по-пластунски и много чему еще, полезному только на войне. На фронт прибыла в звании ефрейтора.

 

 

«С передовой, которая находилась в 3-5 километрах, шел кабель, а мы его принимали и накручивали на катушку. Катушку носили солдаты, а я таскала шесты, - на них надо было поднимать кабель. Если приказ за определенное время навести линию, то разбейся в доску, а сделай!. Связь ведь тянули напрямую, никаких обходных путей – болото, так болото... Когда связь давали, я тут же, под шестом, валилась пластом от усталости», - рассказывала, прошедшая войну со 2-м Украинским, 1-м Прибалтийским и 3-м Белорусским фронтом. Ольга Гулий дошла до предместий Берлина. На войне и любовь свою встретила. Я тогда спросила: «Какая она, любовь на войне?» - «Незаметная», - ответила женщина. И продолжила: «Мы с Гавриилом Пантелеймоновичем поженились только после окончания войны. Он был комвзвода, а я связисткой на передовой. Кругом опасность, смерть. Симпатия, конечно, друг к другу была, но я и предположить не могла, что после войны он подойдет ко мне и скажет: «Мы с тобой остались живы. Давай поженимся, я не хочу расставаться». Вот такое было объяснение в любви. Прожили с ним 50 лет душа в душу». («СейЧас»: «Любовь на войне», 2010).

 

Владислав Станиславович Юхно, уроженец Юдовки. На фронт был призван в 1942 году. Сначала направили в Кострому на курсы младших командиров. Всю войну прошел со 2-м Прибалтийским фронтом. При взятии Невеля был тяжело ранен, после чего отправили в госпиталь на Урал. Там подлечили и опять на фронт.

 

«Война – это когда надо стараться убить первым…»

 

«Война – это когда надо стараться убить первым, в противном случае убьют тебя. Нас учили: если нельзя окопаться, используй как прикрытие мертвые тела. Тяжелораненые, бывало, просили пристрелить их. Это очень тяжело видеть было. <...> Мне после ранения, когда шрапнель раздробила локтевой сустав, грозила ампутация, но врачи смогли спасти руку. Правда, один осколок остался, вот здесь, в пальце…», - показывал ветеран память о войне, засевшую в собственном теле. («СейЧас»: «Владислав и Ольга Юхно: боевая молодость», 2016).

 

В 2010 году ветеран Илья Павлович Мокрушников (1922-2017) говорил мне, что в городе проживают участники Сталинградской битвы. Называл имена и фамилии: Раиса Грабовская, Клавдия Зайка, Федор Канторович, Милентина Киркиш, Петр Пасечнюк, Анна Станевич, Алексей Тюрин...

 

«Война – это когда надо стараться убить первым…»

 

В мае 2021-го Л. М. Задохина с сожалением пояснила, что все эти люди уже умерли. Для самого же Ильи Мокрушникова война началась на Сталинградском фронте, ему было 20 лет. Определили связистом при штабе 13-й железнодорожной отдельной бригады. Доставлял важные документы на огневые рубежи. Говорил, что при отступлении из-за отсутствия топлива фрицы побросали боевую технику. А на аэродромах застряли целые немецкие эскадрильи – взлететь-то не на чем! «Трупы немцев лежали на снегу, как в хороший урожай снопы на поле», -- проводил сравнение Илья Павлович. Еще бывший связист вспоминал, как «охотно сдавались в плен румыны в черных папахах». При этом они громко выкрикивали: «Гитлер капут! Антонеску капут!...» («СейЧас»: «Золотой юбилей Кургана Дружбы», 2009).

 

В Даугавпилсе сегодня проживает участник Сталинградской битвы Иван Яковлевич Жилин, переехавший в наш город недавно.

 

9 мая 2015 года я встречалась с бывшим фронтовиком Николаем Емельяновичем Ваниным, который представился капитаном артиллерийской разведки. Ванин три года провел в траншеях на передовой. Война у этого ветерана ассоциировалась с женским плачем.

 

«Самое страшное, когда плачут женщины. Такой безутешный плач – в голос, скорее похожий на вой, доносился до нашей траншеи на расстоянии двух километров. - Немцы, отступая, повыгоняли из домов жителей и сожгли дотла деревню, вот бабы и выли – как жить?!», - делился Николай Емельянович тягостными воспоминаниями.

 

«А на груди его светились…» орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны и прочие заслуженные награды. Ванин дошел с боями до Инстербурга (Черняховск, Калининградская область), где его подстрелил снайпер. Три месяца в госпитале и на фронт. О победе узнал в Каунасе. («СейЧас»: «Город чтит и помнит», 2015).

 

Никто не может запретить

 

По сообщению Генерального консульства Российской Федерации в Даугавпилсе, в мае 2021 года во всем консульском округе проживает около 230 ветеранов Второй мировой войны, среди которых участники боевых действий, партизаны, малолетние узники фашистских концлагерей, труженики тыла. Это намного меньше, чем десять лет тому назад.

 

За время работы в газете «СейЧас» и на сайте grani.lv мне довелось общаться со многими ветеранами. И у каждого была своя история войны, свой взгляд, свои эмоции и случаи, которых не забыть. Ратный труд этих людей вписан в мировую историю. Война коснулась каждой семьи, каждого посёлка и города. Встретившие ее лицом к лицу уходят в Вечность с надеждой, что о них будут помнить.

 

День Победы – самый искренний и поистине исторический праздник, который никому не угрожает. Наоборот, он призван объединять страны, нации и поколения. Увы, на этот призыв откликаются не все.

 

Как известно, никаких массовых акций ни 8-го, ни 9 мая не будет. Но никто не может запретить человеку возложить живые цветы к подножию памятников и обелисков, соблюдая установленные эпидемиологические правила. Думается, что в этом году цветов будет не меньше. Что Победа традиционно расцветет нашей памятью.