«Икскуль был ярым балтийцем»: государственник из Динабурга

«Икскуль был ярым балтийцем»: государственник из Динабурга

Оказывается, в Динабурге (Даугавпилс) рождались настоящие государственники, преданные своей стране словом и делом, положившие все силы на ее благо.

Примером тому -- Юлий Александрович Икскуль фон Гильденбандт (1853-1918).

 

Барон Юлий Александрович Икскуль фон Гильденбандт, российский государственный деятель, представитель старинного эстляндского дворянского рода шведского происхождения, родился в Динабурге 16 января 1853 года.

 

Сообщают, что в детстве Юлий получил хорошее домашнее образование. Его отец генерал лейтенант русской армии, барон Александр Александрович Икскуль фон Гильденбандт (Александр Бенедикт Адам) являлся директором Полтавского кадетского корпуса. Мать Юлия звали Эмилия Абрамовна (урожд. Перетц).

 

В 1875 году Юлий окончил юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата права. И 7 декабря этого же года поступил на государственную службу в департаменте Министерства юстиции.

 

Спустя два года, был переведен в распоряжение обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Сената в качестве кандидата на судебную должность. Проводил ревизии мировых судов в Могилевской и Витебской губерниях. В октябре 1878 года Ю. А. Икскуля фон Гильденбандта прикомандировали на службу в Госканцелярию по отделению свода законов, позднее он был зачислен на должность секретаря при председателе департамента законов Госсовета.

 

«Заслуживал высоких наград»

 

Карьера устремилась вверх! Работа Юлия Александровича дважды отмечалась благодарностью императора. В 1888 году Икскуль фон Гильденбанд получил свой первый орден – Св. Владимира III степени, а в 1891 году его произвели в действительные статские советники. Спустя пять лет Икскуль уже в чине тайного советника.

 

Служивший в Госканцелярии В.И. Гурко так характеризовал Исксуля в своих мемуарах: «Икскуль в душе был ярым балтийцем, в смысле отстаивания баронских интересов, но, однако, тщательно это скрывал и одновременно принимал близко к сердцу общегосударственные интересы. Думается мне, что опять-таки в душе он преклонялся лишь перед германской культурой…». И далее: «Редактором барон Икскуль был превосходным и законодательной техникой обладал в совершенстве. Все поступавшие при нем в департамент проекты подвергались тщательному рассмотрению, причем происходило это при участии всего состава служащих в отделении. Словом, происходило форменное коллегиальное совещание <...>. Порядок этот, способствующий тщательному ознакомлению статс-секретаря с проектом, а, следовательно, через его посредство и председателя департамента, служил превосходной школой для всех участников совещания».

 

Отметим также, что Икскулю довелось принимать участие в организации первой Всероссийской переписи населения (1897 г.).

1 января 1899 года он назначается товарищем министра земледелия и государственных имуществ. В этой должности Икскуль пробыл 11 месяцев, из которых более двух замещал министра А.С. Ермолаева в связи с возникшими обстоятельствами.

 

На службу в Госканцелярию возвратился в ноябре 1893-го, и занял место товарища госсекретаря при государственном секретаре

В.К. Плеве. На этом посту Икскуль принимал активное участие в работе совещаний и комиссий, при нем были разработаны законы о правилах перевозки нефтяных товаров по каспийско-волжскому водному пути, пересмотрен Устав о службе гражданской и т.д.

 

В 1903 году Икскуль становится сенатором с оставлением в должности товарища госсекретаря. Карьера дополняется высокими наградами, в том числе орденом Анны I степени.

 

«Икскуль был ярым балтийцем»: государственник из Динабурга


По свидетельству государственного секретаря В. К. Плеве (на фото), барон Икскуль фон Гильденбандт «как по обширным познаниям своим в законодательных вопросах, так и по ревностному отношению к лежащим на нем многосложным обязанностям вполне заслуживал высоких наград».

 

Государственный секретарь

 

8 февраля 1904 года Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт назначается государственным секретарем. Эта должность была одной из высших в бюрократической иерархии Российской империи, её обладатель нес на себе большую ответственность. В случае с Икскулем эта ответственность увеличивалась преобразованиями, произошедшими в связи с введением в России системы народного законодательного представительства: созданием Государственной думы и перестройкой Государственного совета.

 

В начале Русско-японской войны, 18 февраля 1904 года, госсекретарь Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт докладывал императрице Марии Федоровне, что «чиновники Государственной канцелярии, желая по мере сил содействовать святому делу облегчения участи больных и раненых воинов, постановили отчислять на время войны часть получаемого ими содержания» на нужды Российского общества Красного Креста (РОКК) в ее распоряжение. Императрица, выслушав доклад госсекретаря, растрогалась и сердечно всех благодарила. За активную деятельность во время войны Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт

 

был награжден медалью Российского общества Красного Креста (1906).

В 1905—1906 гг. основные заботы госсекретаря связывались с разработкой реформ. Приняв участие в работах по «усовершенствованию государственного порядка», Икскуль проявил себя, по выражению русского государственного деятеля С. Ю. Витте «благонамеренным либералом».

 

«Икскуль был ярым балтийцем»: государственник из Динабурга


Уроженец Динабурга принимал участие в работе особого совещания под председательством императора, обсуждавшего пути введения народного представительства. Результатом явились: «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу», утверждённые 6 августа 1905 года

 

Стояла задача «укрепить Россию и улучшить ее строй». 18 февраля 1905 года император объявлял о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

 

В числе многих и многих вопросов рассматривались правила по выборам в Государственную думу «от губерний Царства Польского, Уральской и Тургайской областей, Сибирских областей, Степного и Туркестанского генерал-губернаторств, Кавказского наместничества, а также по выборам от кочевых инородцев».

 

С марта 1905-го по август 1906 года Икскуль участвовал в работе Особого совещания по укреплению крестьянского землевладения. И среди всех наслоений своей деятельности этот незаурядный человек находил время для работы в составе комитета Главного попечительства детских приютов.

Доступен и отзывчив

 

О личной жизни героя нашего повествования удалось узнать мало. Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт был женат на дочери капитана, а впоследствии генерал-лейтенанта русской армии В. Набеле Леонтине фон Набель (в замужестве Леонтина Владимировна Икскуль фон Гильденбандт (1854-1913). В семье родился сын Алексей (1879), потом дочери Мария (1885) и Елизавета (1887).

 

С началом 1908 года Совет министров принял решение, обязывающее ведомства представлять госсекретарю для заключения все положения, касающиеся штатов и законопроектов. Таким образом, Госконцелярия становилась основным органом контроля за технической правильностью законодательных работ. Госсекретарь наделялся правом личного доклада императору.

 

В 1908 году Икскуль награждается Орденом Белого Орла – одной из высших наград России. С 1 января 1909 года становится членом Госсовета с оставлением в должностях статс-секретаря и сенатора. В декабре 1910 года -- первым председателем образовавшейся в Госсовете беспартийной группы – кружка внепартийного объединения.

 

Биограф Икскуля фон Гильденбандта сообщал: «Несмотря на свое высокое положение, барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт отличается чрезвычайной простотой, доступностью и отзывчивостью, пользуется большим уважением не только среди сослуживцев и подчиненных, но и среди всех вообще лиц, знающих его».

 

В 1912-ом Икскуль фон Гильденбандт производится в действительные тайные советники. 1 января 1914 года на его груди засверкал орденом Св. Александра Невского.

 

В период государственной службы Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт успевал проявлять себя с пользой и на культурно- общественной ниве. С 7 января 1914 года и вплоть до революции он являлся президентом Генеральной евангелическо-лютеранской консистории, коллегиального органа управления евангелическо-лютеранским консисториями в Российской империи.

 

Икскуль был действительным членом Юридического общества при Петербургском университете (с 1884 г.). А 30 апреля 1914 года избран товарищем председателя Императорского Русского исторического общества.

 

Летом 1917 года Икскуль вошел в специальную комиссию межведомственного совещания при Академии наук. Плодотворная архивная деятельность увенчалась его избранием почетным членом Императорского русского архивного общества.

 

После Февральской революции заседания Государственного совета больше не собирались. А 5 мая 1917 года все его члены были выведены за штат. В этих условиях Икскуль сосредоточился на работе в Сенате. Последней должностью на государственном поприще стало назначение (16 июля 1917 г.) Ю. А. Икскуля членом и первоприсутствующим образованного при Сенате Особого совещания по отчуждению недвижимых имуществ для

государственной и общественной пользы.

 

14 декабря 1917 года Икскуль, как и другие члены Госсовета был уволен со службы.

Барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт скончался 21 сентября 1918 года и был похоронен в Петрограде.

 

(В основу статьи лег материал Государственного архива РФ, Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки).