«Выставка проходит в рамках мероприятий, посвященных предстоящему в этом году 90-летнему юбилею ДУ, и состоит из трех коллекций, – поясняет молодой директор музея Зане Стапкевича. – Коллекция керамических кружек, представленная здесь, принадлежит Янису Кудиньшу, руководителю международного отдела ДУ по общественным связям. Собрание насчитывает почти 100 экземпляров. Самую первую кружку Янису подарил его крестный. В то время (1989) будущий коллекционер пребывал еще в детском возрасте и, вероятно, пил из нее квас. Но с этой кружки все и началось. Сегодня коллекция пополняется кружками как приобретаемыми время от времени самим Янисом, так и получаемыми им в подарок от друзей. Особенно много пивных кружек, по признанию коллекционера, дарят на Лиго и на именины. Янис пояснял, что у него дома кружки занимают уже пять полок.
Кроме кружек, он собирает стеклянные пивные бокалы, которые производители пивной продукции присоединяют к своим акциям», – говорит Зане. А я тем временем с интересом рассматриваю открывшееся глазам керамическое богатство. Вот светлая высокая кружка с золотыми ободками по окружности и видом старого города Praha привезена из Чехии. Такой подход к внешнему виду кружки совсем не свойственен для латвийской керамики, тяготеющей больше к темным коричнево-зеленым тонам. Беру в руки кружку, на боку которой кружатся в танце парень и девушка в национальных латышских костюмах. Развеваются на ветру волосы Яниса, коса и широкая юбка Марты, горит над танцующей парой языческий огонь Лиго. Вот это наши мотивы. Другая кружка выполнена в форме человека, ну очень любящего пенное пиво, о чем намекает его толстенький животик. На голове – дубовый венок, значит – перед нами опять Янис! Зане указывает на кружку, которая нравится ей больше всех. Кружка такая: на полных внешних боках – карта Латвии, а ручкой служит отстранившийся на расстояние латыш при шляпе и в сюртучке. Не знаю, когда она была приобретена, но в период, когда многие покидают родину, в ней видится намек на некрепкие связи со страной, за которую парень держится только одной рукой. Да ладно, пошутить нельзя, что ли? На следующей кружке, привлекающей внимание, баня с выпуклыми эротическими персонажами – мужики и бабы парятся все вместе. Что ж, на Лиго надо обязательно ополоснуться в воде – тогда целый год здоровым будешь! Кто-то в бане, кто-то в озере… Мне лично понравилась самая большая кружка из коллекции Яниса. Она будто составлена из стилизованных под деревянные и сбитых по кругу дощечек, на одной стороне кружки – рыцарь с мечом. Подумала, что это Лачплесис, но медвежьих ушей не обнаружила – значит, просто рыцарь. Сегодня рыцарей только на кружке и увидишь…
300 подставок из 23 стран мира
А теперь расскажу, что под кружками или пивными бокалами, то есть о картонных подставках, добытых в результате посещения пивных баров. Таких подставок из 23 стран мира в коллекции Петериса Эвардса-Бундерса около 300. Петерис Эвардс-Бундерс руководит лабораторией ботаники (Институт систематической биологии ДУ). Увлечение картонными картинками, предохраняющими стол от воздействия хмельного напитка (вероятно, именно поэтому пьяных столов никто не видел!), пришло к коллекционеру случайно и явилось продолжением еще одной его коллекционной темы, связанной с собиранием этикеток стеклянных пивных бутылок, но об этом чуть позже. Да, так вот, эти самые картонные предохранители с рекламным трюком бывают очень разные. И сюжеты на них воплощаются весьма неожиданные.
Особенно это касается символики немецких баров. Как вам, к примеру, такой? Милый мальчик в шортиках с огромной пивной кружкой пенящегося пива и надписью «Buble ist da!» («Вот это мальчик!»). Еще на одной подставке изображен храм, на фоне которого пиво пьет целая немецкая семья. На подставке, привезенной из Словакии, с пивной кружкой толстый добродушный монах. Оригинально подошли к исполнению подставочной композиции эстонцы («Saku Kuld»). Она меняет изображение при наклоне: бутылка и бокал с пивом уступают место юбилейной серьезной символике, посвященной 90-летию Эстонии.
Если бутылки не разбились...
Однако начинался путь коллекционера Петериса Эвардса-Бундерса не с картонных подставок, а со стеклянных пивных бутылок. Их в пору учебы в университете собралось столько, что однажды все они, пребывавшие на шкафу в общежитии, свалились на голову самого собирателя и, естественно, разбились.
«В живых» остались только этикетки. Вот тогда Петерис и посчитал нужным их собирать. Сегодня коллекция насчитывает около 7,5 тысяч и размещается в многочисленных толстых альбомах. Между прочим, часть собранных этикеточных материалов Эвардс-Бундерс получил в дар от вдовы покойного латвийского ученого Эйпурса, также при жизни увлеченного собиранием пивных этикеток.
Две самые старые бутылочные этикетки из этого завидного собрания относятся к 1857 году. Выпущено пиво было на пивоваренном заводе Кокенгофъ, сегодня это Kocеni. В указанное время завод производил Пильзенское пиво (Pilzener Bier) и Мюнхенское. Этикетка выполнена на двух языках – русском и немецком. Обе этикетки отличаются только названиями. Картинка одна и та же: медали, вагончик на колесиках, шишки хмеля, колосья ржи.
Все альбомы с этикетками систематизированы коллекционером по странам и пивным заводам. Если Петерис едет куда-либо отдохнуть с друзьями, то сначала следует покупать пиво, этикеток которого нет в коллекции, а потом уже по желанию. Несколько лет тому назад коллеги ученого сделали ему замечательный презент: подарили этикетки с его собственным изображением, которые были наклеены на 7-градусное бутылочное пиво. «Raжots SBI» (Институт систематической биологии) значилось на них. Это юмор такой, в институте пиво пока не производят.
В заключение скажем несколько слов о веселых карикатурах, дополняющих выставочное мероприятие, посвященное празднику Лиго. Их автор – студент факультета музыки и искусств (ДУ) Эгонс Кивкуцанс. И смелый студент, скажу я вам! Персонажи карикатур – сплошь уважаемые люди. Вот над высоким костром завис в прыжке Янис Кудиньш – так и поджариться недолго! А здесь Петерис Эвардс-Бундерс разглядывает папоротник в поисках его соцветия, что совсем не мешает искателю приключений прикладываться к пивной кружке. Ректору ДУ Арвиду Баршевскому компанию на Лиго составил огромный жук. На столе перед ними пиво, сыр и жуки помельче – профессорская идиллия. А на другие карикатуры приходите посмотреть сами, если успеете.
У меня лично впечатления от выставки, которую посетила по чистой случайности, остались самые что ни на есть позитивные.