Виражи Владимира Рыбникова1
Владимир Рыбников – мастер спорта СССР по спидвею, 3-кратный чемпион Латвии по спидвею, серебряный призер чемпионата СССР по длинному треку в паре, мастер спорта Латвии по автогонкам и чемпион Латвии по автогонкам – родился в 1961 году в Целиноградской области Казахстана, куда его родители-железнодорожники уехали из Литвы (1957) поднимать целину. В Атбасаре они построили свой дом. В староверской семье Доминики Тимофеевны и Василия Ивановича подрастало трое детей, Владимир был младшим. Местность, где проживали Рыбниковы, славилась степной охотой и рыбалкой в полноводной реке Ишим. В мотоциклетной коляске Василий Иванович привозил домой переливающийся радужной чешуей улов. В Казахстане они прожили 8 лет, а потом перебрались в Латвию, приобретя домик на Гриве.
Володя пошел в 1-й класс 6-й средней школы. Мальчику повезло с первой учительницей В. А. Яниной, о которой герой нашего рассказа отзывается как об удивительном педагоге и человеке. «Я с детства был травмоопасным. Однажды сломал руку, да так, что пришлось оперировать в Риге, потом долго лежал в Гривской больнице. Валентина Алексеевна приходила в палату и преподавала мне уроки, поддерживала контакт с родителями», – рассказывает бывший ученик. В школе он учился с переменным успехом, по большей части – на четыре. Старший брат Иван увлекался спидвеем. В доме постоянно ремонтировались мотоциклы. «Визитной карточкой» Ивана стали перевязанные части тела. Расплачиваясь за опасное увлечение, он стойко переносил перелом за переломом, в 1970-м доходило даже до клинической смерти. Ведь в то время у мотоцикла не было защитных приспособлений. Плюс жесткое ограждение, длинная (400 м) и узкая дорожка (10 м). Сегодня длина дорожки 370 м, ширина 16 м. В СССР были три спидвейные лиги: Высшая, Первая и Вторая. По Союзу насчитывалось более 40 клубов. Даугавпилсский клуб – самый западный, числился середнячком Высшей лиги. На старом стадионе помещалось около 2,5 тыс. зрителей, и он всегда был полон. Билеты в районе рубля…
Без экстрима не жизнь
Настал день, когда Иван взял с собой на соревнования младшего брата и этим «подписал» ему судьбу. Спидвей ворвался в жизнь скоростью, воздухом, пропитанным смесью метанола и касторового масла, и остался в ней навсегда. Зная о переживаниях мамы, Владимир, до этого не скрывавший от родителей увлечения боксом или, к примеру, борьбой, стал заниматься спидвеем тайно. Его первый тренер по спидвею – В. Диваков. В 1972 году И. Рыбников выиграл кубок СССР вместе с А. Кузьминым. Стал ездить на соревнования за границу. Родители к тому времени построили на Гриве хороший дом, в котором побывали многие известные гонщики: Петровский, Кузьмин, Гинтер… Володя о спидвее знал все. В 16 лет на первом чемпионате Латвии он занял 4-е место среди взрослых. Родители прочли об этом в газете «Красное Знамя» – тайное стало явным.
Спидвей для Володи был больше чем вид спорта, он воспитывал и отрывал от дурного влияния улицы – на глупости, совершаемые в беспечной юности, просто не оставалось времени. Но с первыми победами пришли и травмы: переломы, сотрясения мозга. Однако все это воспринималось как должное, и гаревая дорожка под колесами его мотоцикла продолжалась во времени. С 1980-го Владимир привлекается на сборы команды СССР, а в 1983 году выполняет норматив мастера спорта. В 1983-м и в 1986-м становится чемпионом Латвии, в 1984-м – он второй на длинном треке на чемпионате СССР.
Но, увлекаясь самозабвенно спидвеем, Владимир не забыл об образовании. После вечерней школы рабочей молодежи поступил в Даугавпилсский пединститут на филфак, выбрав специальность «история».
В 1985 году в жизни Владимира появилась его будущая жена Татьяна. В последовавшем браке родилась дочь Алина, которая сегодня, после окончания РУ, работает в Даугавпилсе. С горечью Владимир говорит о преждевременной смерти любимого брата Ивана (1982), человека, значившего для него очень многое.
После окончания института и карьеры в спорте В. Рыбников год отработал преподавателем истории и физкультуры в 16-й средней школе. Но войти в школьную атмосферу, как входил некогда в спидвей, не получилось. Монотонность, отсутствие экстрима вводило в депрессию. Пришло понимание – преподавание не его стезя.
Сплоченные одной целью
В 1991 году по приглашению председателя ДСО «Локомотив» В. Курочкина Рыбников занял должность главного тренера городской спидвейной команды. Начал с ее доукомплектования. Из Санкт-Петербурга в состав был введен В. Воронков, вернулся в спорт В. Ткачук. В команду входили: Н. Кокин, А. Королев, Ю. Брауцейс, братья Бизни. Впервые в истории советского спидвея пригласили польского легионера Р. Доломисевича – звезду европейского уровня. Это был незабываемый сезон. Еще действовало госфинансирование. Но безоблачное счастье ввиду политических и экономических реконструкций продлилось недолго – команда была расформирована. Разве можно было смириться? Рыбников решился на создание частного спортклуба. «Сегодня трудно поверить в то, какой путь был пройден. Отсутствие финансирования, спортивной инфраструктуры, развал Лиги СССР. Мотоциклы и запчасти стало возможным купить только за валюту. Следовало изощриться, чтобы добыть средства! В ход шло многое: торговля на польских рынках, перепродажа автомобилей…» Тогда плечо Рыбникову подставили Я. Лачплесис, Ф. Котелов, А. Бейнарович. Доходы от бизнеса уходили на покупку техники. «Бывало, что поддерживали директора умирающих уже городских предприятий – В. Дубровинский, Г. Сорокин, Э. Буш», – вспоминает В. Рыбников.
Команда, сплоченная единой целью, кочевала по Европе. Ездили на машинах с прицепами, в которых везли мотоциклы. С 1992 года стали участвовать в чемпионатах мира и Европы в качестве сборной Латвии. С 1995-го выступали на командных чемпионатах России. Удалось организовать торговлю топливом, но в большую нефтяную компанию фирма Рыбникова так и не переросла. Зато удавалось обеспечить минимальное финансирование клуба. «К счастью, мои гонщики – В. Воронков, Н. Кокин, А. Королев, М. Андреев, братья Бизни – не ставили невыполнимых финансовых условий, за что я очень благодарен этим людям. Подключились легионеры В. Трофимов, И. Марко.
С 1995-го в Даугавпилсе стали проводиться чемпионаты мира и Европы, что доказывало: спидвей городу нужен», – делает вывод Рыбников. В 1998 году он создал в Даугавпилсе автоспидвей, получивший быстрое развитие и в других городах республики.
Мы еще повоюем
В затянувшийся период испытаний, среди которых были и сугубо личные (в 1993–1995 гг. ушли друг за другом его родная сестра, мать и отец), собственная семья для Рыбникова оказалась на втором плане. В 1999 году Владимир и Татьяна расстались. В 2000-м у Рыбникова образовалась другая семья, в которой сегодня растут двое детей.
На рубеже веков спидвейную команду «Локомотив» признали не только в масштабах города, но и страны. Проклюнулось государственное финансирование. Началось строительство стадиона. Появились задачи проведения престижных соревнований в Даугавпилсе, мечты о Гран-при. Российская лига уже не представляла интереса: мало клубов, низкий уровень. Приняли решение интегрироваться в европейский спидвей. Мекка мирового спидвея – Польша. И снова встал вопрос о деньгах. Польская лига предусматривала другой бюджет. Поиск средств для команды выматывал. И в этот момент объявились молодые предприниматели, как казалось, с большими возможностями. С их стороны клубу обещались завидные перспективы, кроме того: погашение долгов, завершение реконструкции стадиона. В 2005 году эти люди пользовались политической поддержкой правящей тогда партии. И Рыбников дал порулить – уступил место президента клуба. Однако вскоре выяснилось, что новое руководство рассматривало его детище как возможность заработать, не более. В итоге через 1,5 года клуб обанкротился, его долг составил около 200 тыс. латов. И тогда на защиту спидвея в Даугавпилсе встали мэр города Рита Строде и ее заместитель Янис Лачплесис. Рыбникову предложили посильную помощь от самоуправления с условием – возродить былую славу клуба. Он начал с проведения в Даугавпилсе Гран-при Латвии, поделив руководство клубом с Лачплесисом. И случилось чудо. В 2007 году команда из Второй польской лиги попала в Первую лигу. Четыре года подряд в Даугавпилсе проходили Гран-при, когда о соревнованиях информировали более 150 стран мира. 36 стран вели со стадиона прямую трансляцию.
«В 2009/2010 мы стучались в сильнейшую Экстралигу мира, и были в полшага от того, чтобы с прекрасным составом команды войти в ее дверь, но все в очередной раз уперлось в деньги. Финансирование команды Экстралиги вдвое превышает финансирование команды Первой лиги. «Локомотив» поддерживала Латвийская железная дорога. Но в этом году в финансировании нам пока отказано. Тем не менее обязуемся сохранять спидвей, пусть и не на желаемом уровне.
Мы еще поборемся как на треке, так и в бюрократических кабинетах. Клубу необходима господдержка. По количеству зрителей даугавпилсский стадион «Локомотив» уступает только рижскому «Динамо». Даугавпилс входит в десятку городов мира, где проводились Гран-при по спидвею.
На базе клуба действует спидвейная школа, выпускники которой, такие как К. Пуоджукс, М. Богданов, А. Лагута, А. Лебедев, добились значительных результатов на международных соревнованиях», – с гордостью за своих говорит В. Рыбников – человек, положивший на алтарь спидвея жизнь.
Статья в рамках совместного проекта Даугавпилсской городской думы и газеты «СейЧас».