Как раздают муниципальные квартиры9
В частности, наша читательница рассказала нам о случае, когда молодой девушке отказали в приеме документов на получение неприватизированной квартиры лишь по той причине, что 10 лет назад ее мать продала свою приватизированную квартиру. Девушка с маленьким ребенком и мужем мотается по съемным квартирам и не понимает, кто же тогда получает право жить в думских квартирах!
С вопросами о порядке получения таких квартир мы обратились к руководителю Квартирного отдела Думы Марии Линине. Она сообщила, что в муниципальном жилом фонде осталось порядка 4 с лишним тысяч квартир, и как только хоть одна из них освобождается (это происходит либо в результате смерти единственного квартиросъемщика, либо в результате выселения квартиросъемщиков за долги), ее предлагают к осмотру первым же очередникам. Очереди две: первостепенная и общая. Больше всего ожидающих в первостепенной. Надеются получить муниципальную квартиру около 300 горожан.
Условия, при соответствии которым человек становится на очередь, четко прописаны в обязывающих правилах самоуправления. Так, в первоочередной список попадают:
- люди, которых выселили из их жилья, и если они имеют статус политрепрессированных, если они малоимущие пенсионеры или инвалиды, или же с ними проживает несовершеннолетний ребенок;
- дети-сироты или дети, оставшиеся без родительской опеки, если они более не могут жить в своем прежнем доме;
- репатрианты, которые покинули Латвию до 4 мая 1990 года или которые родились за пределами Латвии после этой даты, а также были на момент эмиграции несовершеннолетними;
- малоимущие политрепрессированные лица;
- малоимущие, освободившиеся из мест лишения свободы, если они более не могут жить в своем прежнем доме;
- жители денационализированных или хозяйских домов;
- люди, чье съемное жилье находится в аварийном состоянии.
В общую очередь на муниципальное жилье записывают людей, которые в течение последних 10 лет непрерывно декларировали свое место жительства в Даугавпилсе, используют или арендуют такое жилье, где в одной комнате вынуждены проживать люди разного пола (за исключением супругов и детей младше 9 лет), если ко всему прочему они еще и:
- малоимущие, воспитывающие ребенка-инвалида,
- малоимущие пенсионного возраста или инвалиды,
- малоимущие, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей.
Руководитель Квартирного отдела Думы Мария Лининя подчеркивает: чтобы попасть в общую очередь, статус малоимущего является обязательным условием! Плюс к кандидату в любую очередь применяется правило не ухудшить свои жилищные условия в течение последних 5 лет. То есть если человек продал свое жилье или дал согласие на его приватизацию, то на очередь его не поставят.
Таким образом, комментируя историю, пересказанную нашей читательницей, Мария Лининя указывает: «Продажа квартиры матерью 10 лет назад точно не может быть причиной отказа. Видимо, человек что-то не так понял. Правила общие для всех, и они доступны каждому для ознакомления».
Комментируя эти условия, глава Квартирного отдела признает, что условия для попадания в общую очередь довольно тяжело выполнимы, поэтому в ней всегда меньше желающих, чем в первоочередной. «Но эти правила утверждены депутатами Думы и в силе с 2007 года», – указывает специалист.
Надо также отметить, что, несмотря на четкую формулировку правил и критериев, вопрос о постановке конкретного человека на очередь все равно решает жилищная комиссия Думы в составе нескольких человек. Очередь уменьшается медленно, несмотря на высокую смертность в городе. Ведь если человек жил не один, как чаще всего бывает, а при жизни успел прописать в квартире членов своей семьи, то после его смерти они продолжают жить в муниципальной квартире. Мария Лининя рассказывает о целых поколениях одной семьи, выросших в съемном жилье. «Если люди исправно оплачивают счета, то их никто и не выселит из муниципальной квартиры, – говорит руководитель Квартирного отдела. – В месяц в городе освобождаются лишь единицы муниципальных квартир. Иногда 1–2, а порой и 5… И все они заселяются в течение нескольких дней после того, как мы получили данные от ПЖКХ о свободном жилье. Немного сложнее найти квартиросъемщиков в Крыжах, но, в принципе, все квартиры пользуются спросом. Мне приходится слышать упреки, что мы якобы придерживаем для своих квартиры, особенно с печным отоплением. Но если в окнах не горит свет месяцами, то это, скорее всего, не жилье, принадлежащее самоуправлению, а частное. Мы не можем заселять людей в частные квартиры. Многие люди, к сожалению, не хотят этого понимать».
Говоря о квартирах в центре города и получении взяток, Мария Лининя указывает: «В Центре очень мало неприватизированных квартир. Если одна и освобождается, то, как правило, примерно раз в три года. А взятки? Факт освобождения квартир и заселения в них новых жильцов на основании места людей в очереди слишком легко проверить. О том, что мы берем взятки, говорит тот, кто их дает. Только куда он их донес? Мне было бы очень интересно это узнать…»