Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Оранжевое чудо на подоконнике

Оранжевое чудо на подоконнике
Кому-то на 8 Марта достаются розы, кто-то из женщин в придачу к царственным цветам получает драгоценности, а кто-то искренне рад трем тюльпанам от любимого мужчины. Лидии в этот неоднозначный праздник однажды преподнесли мандариновое деревцо с несколькими оранжевыми плодами.

Деревцо подарил муж Владимир, в прошлом художник-оформитель. Он же наградил Лидию и редкой для Латвии фамилией Сатилари, напоминающую о том, что в родстве у супруга состоял дедушка-грек. В Греции растут мандарины…

 

Но в Греции Лидия Сатилари никогда не была. Зато в молодости ездила в Сухуми. Огромное впечатление тогда произвел Ботанический сад, заложенный в 1840 году: более 1000 сортов различных растений, и среди них мандарины – фрукты, упоительно пахнущие Новым годом и новым счастьем.

 

Лидия – коренная даугавпилчанка. Любовь к растениям ей привила еще в детстве Надежда Ивановна Иванова, на ту пору бухгалтер Гороно. Женщина, работа которой состояла в сухих подсчетах, умела в свободную минуту организовать детей в городском дворе на разбивку клумб и посадку цветов. И не просто организовать, а вызвать интерес к этому делу. Позднее любовь к царству растений приумножила учитель ботаники в школе Регина Круклис. А повзрослев, говоря словами поэта, «хорошая девочка Лида» зачастила в кружок на Станции юных натуралистов, на месте которой впоследствии образовался Латгальский зоосад.

 

Когда Лидия уж совсем подросла и вышла замуж, то перебралась жить к мужу. Захотелось и здесь создать цветочный уголок, как это было в родительском доме, но родственники мужа стали убеждать, что в этой холодной квартире ничего расти не будет, мол, сколько ни пытались выращивать растения, все оканчивалось одинаково – гибли.

 

Выслушав прогнозы со знаком минус, Регина решила доказать обратное. И доказала – теперь у нее свой ботанический сад в миниатюре. В приоконном пространстве тянутся к свету более 20 видов растений, которыми она щедро делится с друзьями и родственниками. Но, конечно, над всем этим зеленеющим комнатным мирком царствует разросшееся мандариновое дерево. И если первый урожай мандаринов в пищу предусмотрительно не пошел – мало ли чем обработали перед продажей, то последующие были съедены с благодарным удовольствием.

 

Оранжевое чудо на подоконнике
Вечнозеленое мандариновое дерево цветет в конце апреля. Лидия описывает это так: «Среди темно-зеленых листьев распускаются белые цветы с тонким приятным ароматом». Мандарин – самоопыляющееся растение, хозяйка удобряет его специальной подкормкой для цитрусовых да поливает отстоявшейся водой. Уход не требует ничего особенного. Ничего, кроме любви и заботы. В первом собранном в квартире урожае уродился 21 мандарин. По вкусу те мандарины были сочные, но достаточно кислые. Следующий урожай оказался больше и слаще – собрали 50 штук. В 2011-м пришлось срезать 142 завязи, чтобы получить 80 мандаринов. Вообще удивительно, как на таких тоненьких веточках удерживается по несколько плодов. Лидия в помощь деревцу ставит специальные подпорки.

 

Кроме того, что мандарины вкусны и полезны, есть ученое мнение, что они улучшают настроение. Листья этого растения выделяют фитонциды – эфирные масла, убивающие бактерии, вредные для человека. Когда-то эти плоды Южного Китая стоили так дорого, что позволить себе насладиться их вкусом могли лишь богатые китайцы, называемые мандаринами. С тех пор и пошло название фруктов. Европейцам мандарины стали известны с начала XIX века. А сегодня их запросто можно вырастить даже на подоконнике в небогатой на солнце Латвии.

 

Мандарин и сам напоминает маленькое солнце. В сердцевинке названия фрукта притаилось слово «дар». И ведь так оно и есть. Мандарины на подоконнике дарят оранжевую радость очень многим: не только хозяевам, но и гостям Лидии и Владимира, а также, что самое важное, их малолетней внучке, которая любит навещать дедушку и бабушку. Лидия бережет для внучки пианино «Украина», купленное в кредит за 460 советских рублей. Это было во времени, когда за мандаринами выстраивались хвостатые очереди. «Что дают?» – спрашивал какой-нибудь прохожий у стояльцев. «Мандарины», – отвечали те кратко, и прохожий тут же становился очередником за мандариновым счастьем.