Под прицелом памяти

Под прицелом памяти
Сталинградская битва, длившаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года (199 дней), явилась одной из самых жестоких и кровопролитных в истории человечества. По обе стороны военного конфликта погибло более полутора миллиона человек.

К середине июля, отбросив советские войска за Дон, противник сосредоточил силы в большой излучине Дона, где завязался бой. Немцев нельзя было пускать к Волге. Преобразовав Юго-Западный фронт, Ставка создала новые – Сталинградский и Юго-Восточный фронт. Командующим Сталинградским фронтом был назначен генерал-лейтенант В. Гордов, Юго-Восточным – генерал-полковник А. Еременко, позднее он возглавит и Сталинградский фронт.

 

ГОРОД ПРЕВРАТИЛСЯ В БРАТСКУЮ МОГИЛУ

 

Масштабы Сталинградской битвы трудно вообразить: на территории почти в сто тысяч квадратных километров ожесточенно сражались более двух миллионов. С одной стороны войска СССР, с другой – нацистской Германии и ее пособников: легионеров Румынии, Италии, Венгрии. Гитлер не сомневался в быстром захвате левобережья Волги в районе Сталинграда (сейчас Волгоград) и самого города. Фельдмаршалу Паулюсу, который перед Сталинградом бодро вышагивал по Парижу, была дана неделя на то, чтобы взять русский город. 23 августа 1942-го немецкое радио вещало: «Взятие крепости на Волге, города, носящего имя русского лидера, – дело считанных часов!

 

Слушайте наши сообщения! Не отходите от приемников. Иначе вы прозеваете исторический момент – сообщение о взятии Сталинграда». В это самое время немецкие самолеты обрушивали на красивейший город тысячи тонн фугасных и зажигательных авиабомб. За один день воздушной операции свыше тысячи самолетов врага превратили в руины большую часть крупного промышленного центра юга России. До сих пор неизвестно, сколько мирных жителей погибло тогда. Официальная советская статистика назвала цифру 42 тысячи. Но есть другие данные, говорящие о 200 тысячах. Ведь летом 1942-го в Сталинграде одних только беженцев из западных регионов страны было около 300 тысяч.

 

Люди свято верили, что уж город Сталина не сдадут! Можно считать тягчайшим преступлением против собственного народа установку вождя и его окружения даже не готовиться к эвакуации. Считалось, что присутствие жителей в городе воодушевит его защитников, и они будут яростнее сражаться. Любое упоминание об эвакуации рассматривалось как распространение паники. Все оставшиеся в городе, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и защитных фортификаций. Только мужеством и беззаветной любовью к Родине можно объяснить то, что вопреки всем законам военной науки Сталинград не сдался под натиском превосходящих сил противника, явив миру чудеса героизма.

 

Вспомним подвиг маленького гарнизона Дома Павлова – 58 дней и ночей фашисты не могли выбить два с половиной десятка бойцов из отдельно взятого здания, прикрывавшего выход к Волге. Но мало кому известно, что рядом, на пересечении улиц Пензенской и Солнечной, стоял точно такой же дом, вклиниваясь в боевые порядки наседавших фрицев. В ночь на 18 сентября его заняла группа гвардии лейтенанта Н. Заболотного. Почти одновременно с Павловым он доложил на КП о выполнении задачи. Фашисты, атаковывая дом по нескольку раз в день, не могли взять его штурмом. Тогда, подтянув орудия крупного калибра, они сокрушили его. Под обломками погибла вся группа отважных бойцов. Большинство взрослых, не говоря уже о современных школьниках, не знают о подвиге снайпера Василия Зайцева, уничтожившего более 300 фашистов. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником Берлинской школы снайперов майором Кенингсом, присланным в Сталинград с целью активизировать снайперское движение в немецких войсках. Через несколько дней Зайцев выследил Кенингса и уничтожил точным выстрелом.

 

У бывшего директора музея-панорамы «Сталинградская битва» (Волгоград) Бориса Усика есть все основания считать, что в земле на территории нынешней Волгоградской области лежат незахороненными более двухсот тысяч советских воинов. Во время осады сам Сталинград практически превратился в братскую могилу. При этом представители проигравшей стороны на российской территории ежегодно разыскивают на порядок больше своих павших, чем россияне у себя дома. Говорят, война не окончена, пока не похоронен последний солдат...

 

РЮ ДЕ СТАЛИНГРАД В БРЮССЕЛЕ

 

В результате контрнаступления Красной Армии (операция «Уран») 6-я армия вермахта под командованием Ф. Паулюса и силы союзников Германии были окружены, частично уничтожены, а частично захвачены в плен. (По официальным советским данным, было пленено 93 тысячи германских солдат и офицеров).

 

Победа в Сталинградской битве высоко подняла международный авторитет Советского Союза. Турция и Япония, до этого только ожидавшие момента, чтобы напасть, после поражения  фашистов под Сталинградом отказались выступить против СССР.

 

Известия о финале битвы за Сталинград ждали и в Москве, и в Берлине. Из мемуаров известно, что Поскребышев, секретарь Сталина, уведомил его, что через несколько минут по радио передадут сообщение о победе советских войск. В кабинете вождя не было радиоприемника! Поспешили в кабинет Поскребышева. Маршал артиллерии Яковлев потом вспоминал: «...Сталин... особенно подтянулся и приосанился, когда Левитан читал о пленении немецких генералов». Гитлера эта безрадостная весть застала в ставке в Волчьем логове. Узнав о пленении Паулюса, которому он несколькими днями ранее присвоил звание фельдмаршала, фюрер бился в истерике: «Как он мог не застрелиться? Один-единственный малодушный слабак свел на нет доблесть и героизм целой армии! Паулюс мог обрести вечность, обессмертить свое имя для немецкого народа, но вместо этого предпочел свидание с Москвой!»

 

В Сталинградской битве Красная Армия, а вместе с ней и весь на ту пору советский народ одержали не просто стратегическую победу, а совершили нравственный переход от армии отступающей к армии побеждающей. Вероятно, мы еще не вполне осознали значение Сталинградского сражения для истории. Обратите внимание, как умело воспевают те же американцы подвиги своих солдат во Второй мировой. Не хочу обидеть ни их, ни других союзников, но никакое иное сражение не сопоставимо с битвой на Волге. Ни по масштабу, ни по людским потерям, ни по исторической значимости.

 

В современном Брюсселе люди ходят по улице, которая носит название рю де Сталинград, в честь того подвига, без которого не было бы и освобождения Европы. О чьей демократии и свободе при таком раскладе могла идти речь?

 

ЗАДЕРЖАЛИСЬ НА 10 ЛЕТ

 

В каждом городе на постсоветском пространстве еще живут ветераны, принимавшие участие в Сталинградском сражении. В Даугавпилсе таких сталинградских героев осталось 10 человек. Их имена и фамилии мне сообщил руководитель секции Сталинградцев (ДОБАК) Илья Павлович Мокрушников.

 

Это: Раиса Грабовская, Клавдия Зайка, Федор Канторович, Милентина Киркиш, Петр Пасечнюк, Анна Станевич, Ксения Сторублева, Алексей Тюрин, Мария Фролова.

 

Илье Мокрушникову, когда он прибыл на Сталинградский фронт, было 20 лет. Служил паренек связистом при штабе 13-й железнодорожной отдельной бригады, но в его случае штабные обязанности связывались в основном с разъездами – доставлял важные документы на огневые рубежи. Помнит, что при отступлении в глубоких балках из-за отсутствия топлива фрицы побросали боевую технику. А на аэродромах застряли целые немецкие эскадрильи – взлететь-то не на чем! Говорит: «Трупы немцев лежали на снегу, как в хороший урожай снопы на поле».

 

Так случилось, что на 2 февраля 1943-го он с напарником Леней Клесовым заночевал в немецком блиндаже для старших офицеров. Удивлялись тогда, как здорово блиндаж был оборудован – тут тебе и электричество, и радио, и продукты. Утром проснулись, а вокруг первозданная тишина, никаких залпов...

 

Еще бывшему связисту Илье Павловичу запомнилось, как румыны в черных папахах, «охотно сдаваясь в плен, громко выкрикивали: Гитлер капут! Антонеску капут! Сталину – слава!»

 

План «Барбаросса» предусматривал, что после победы над СССР немцы заселятся до Урала, а после Урала – японцы. В 1946-м И. Мокрушников по служебным делам ездил в Сибирь и видел, как действительно немцев поселили до Урала, а японцев – за Уралом. Только жили они там не как победители, а как побежденные – в лагерях для военнопленных. В Барнауле многие дома построены ими. Те, кто хотел одержать победу в считанные дни, задержались «в гостях» у победителей на целых 10 лет, до 1953 года.