Абсурд: 96% жителей Латвии не знают, как принимать лекарства

Абсурд: 96% жителей Латвии не знают, как принимать лекарства
28 сентября в Даугавпилсе прошла конференция Латвийского общества фармацевтов, на которой не только звучали доклады на актуальные темы, но и рекламировалась новая фармацевтическая продукция.

Президентом Латвийского общества фармацевтов является Кития Блумфелде, которой журналист газеты «СейЧас» и задала несколько актуальных вопросов.


– Большинство жителей Латвии, оказывается, не знают, как правильно принимать лекарства…


– Да, 96%. Это показал опрос, проведенный Snapshots – организатором крупнейших регулярных интернет-исследований в Латвии. Латвийское общество фармацевтов напоминает, что наиболее доступным специалистом в области применения медикаментов является фармацевт. Разговор с фармацевтом поможет избежать риска, связанного с неправильным употреблением лекарств. Но вместо этого при недомогании большинство людей предпочитают советоваться не с профессионалом, а с членами семьи или используют интернет-ресурсы. Наша задача – переломить эту опасную и тревожную тенденцию. Жители Латвии имеют весьма смутное представление о тех правилах употребления лекарств, которые обычно прилагаются к медикаментам в качестве инструкций. Общество в массе своей воспринимает изложенное черным по белому как очевидное и не обращается к фармацевту за разъяснениями.


Например, отвечая на вопрос анкеты «Что означает принимать лекарства после еды?», 96% респондентов ответило: сразу же после еды или через 15 минут после приема пищи. Тогда как правильный ответ: чтобы лекарство подействовало эффективно, его необходимо принимать через 2 часа после приема пищи! Или другой момент, выявившийся благодаря опросу: молодые люди запивают лекарства кофе, чаем или соком, вместо того чтобы запивать его чистой водой. Результатом может стать совсем не тот эффект, что ожидался. Другими словами, вы навредите организму. Кроме того, надо помнить, что лекарство – это продукт повышенного риска. У препаратов имеются побочные явления, что тоже лучше обговорить с фармацевтом.


И еще один важный момент, но на другую тему: с 1 сентября беременные женщины и женщины-матери в послеродовом периоде (до 42 дней) могут приобретать рецептурные медикаменты со скидкой 25%. Для детей до двух лет государство компенсирует медикаменты (на 50%), но только в том случае, если ребенку поставлен диагноз, по которому не выписывается уже компенсируемый препарат. (Новый порядок не распространяется на те лекарства, покупка которых уже сейчас компенсируется на 75% или 100% – прим.).


– Возвращаясь к инструкциям. Пожилые люди часто обращаются за советом к родственникам и знакомым, как принимать те или иные таблетки, в связи с тем, что не знают языков аннотаций к ним. И что делать, если бабушка с трудовым стажем на благо Латвии понимает только по-русски?


– Вопрос о языке аннотаций к медикаментам – это вопрос политический. Его Кабинет министров решает законодательно. Есть производители, которые используют в них и русский язык в том числе. Со своей стороны, Латвийское общество фармацевтов поднимало этот вопрос в Министерстве здравоохранения, но там его решить не могут. Политика…


– Чистая прибыль крупнейших в Латвии фармацевтических компаний Olainfarm и Grindeks в первой половине 2012 года составили приблизительно по 3, 7 млн латов у каждой. Прибыль – хорошо, дороговизна лекарств – плохо. Как можно понять тот факт, что, к примеру, 20 таблеток ремантадина, изобретенного еще в Советской Латвии, сегодня стоят около 5 латов, тогда как в соседней России цена на этот препарат, столь необходимый людям в предгриппозный период, в несколько раз ниже? Или йод, цена которого в наших аптеках приближается к 2 латам…


– Ценовую политику на лекарства во многом определяет производитель. Аптеки не могут поставить цену выше, чем разрешено законом. В среднем наценка составляет 17%. Но и у производителей есть свои хозяева, которые им диктуют, что и сколько должно стоить. Кроме того, каждое предприятие ориентируется на спрос рынка. Тот же йод востребован всегда. Раньше лекарства стоили дешевле потому, что государство доплачивало. Сегодня этого нет. Но зато сейчас имеется огромный выбор медикаментов. Выпускающие их предприятия должны заботиться о своей рентабельности.


– А как насчет того, что при одном и том же составе препарата разнятся его названия?


– Да, состав лекарства, предназначенного для лечения определенных заболеваний, у разных производителей может быть одинаков, но разнятся технологии изготовления, и это тоже важно, и это тоже влияет на цену готового медикамента. Ведь запуску в производство предшествует очень и очень многое: внедрение новых технологий, клинические испытания и т. д.


– Какие сети аптек в Латвии занимаются утилизацией просроченных лекарств?


– О, это пока тяжелый вопрос. Правда, можно назвать Benu аптеки (бывшая сеть аптек Ģimenes). Вот они собирают просроченные лекарства. В Латвии еще Mana aptieka этим занимается. Люди могут бросать таблетки (без упаковочных коробочек) в специально отведенную для этого тару. Но нашим государством это никак не отрегулировано. Со стороны аптек это жест доброй воли. Затраты на сбор просроченных лекарств им никто не компенсирует.