Число «смертников» увеличилось в 5 раз1

Число «смертников» увеличилось в 5 раз
Согласно данным Управления мест заключения (УМЗ), за последние 10 лет количество пожизненно заключенных, или «смертников», как их порой называют в обществе, увеличилось в 5 раз. На данный момент в Даугавгривской (Белом Лебеде) и Елгавской тюрьмах пожизненное заключение отбывают 53 осужденных.

Еще шестеро приговорены к пожизненному сроку, но приговор пока не вступил в силу – обжалован. Среди «смертников» – одна женщина. Правда, находится она не в тюрьме, а в Центре судебно-психиатрических экспертиз и принудительного лечения.

МЛАДШЕМУ – 25 ЛЕТ, СТАРШЕМУ – 66


Количество пожизненно осужденных в ближайшее время может еще возрасти. Дело в том, что на сегодняшний день в тюрьмах под арестом находится ряд преступников, которые ожидают судного дня и которым грозит высшая мера наказания.


За последние 10 с лишним лет количество пожизненно заключенных в Латвии увеличилось в 5 раз. В конце 2001 года их было 12, в то время как сегодня фактически 60. И их число растет с каждым годом: в 2001 году – 12, в 2005-м – 28, в 2006-м – 37, в 2010-м – 47…


Младшему из «смертников» – 25 лет, старшему – 66. В основном же пожизненный срок заключения отбывают мужчины в возрасте от 30 до 44 лет. Некоторые из них еще имеют шанс оказаться на свободе. Согласно закону пожизненно заключенные, если ведут себя прилежно, имеют право через 25 лет подать президенту прошение о помиловании. Первые из таких (а сегодня их трое) смогут воспользоваться этим правом в 2018 году. Они сели в тюрьму еще в 1993 году. Их участь во многом будет зависеть даже не от решения президента, сколько от начальников тюрем, которым предстоит дать характеристику «смертникам».


По данным УМЗ, на сегодняшний день в Елгавской тюрьме пожизненное наказание отбывают 13 заключенных, в «Даугавгривской» (Белом Лебеде) – 40, один из них на данный момент находится в тюремной больнице. Условия содержания «смертников» зависят от ступеней заключения. Те, которые находятся на низшей ступени, проводят время в основном в камерах, плюс часовая прогулка в день по достаточно узкому круглому наружному помещению с высокими решетками над головой. Единственная привилегия – чтение. Отсидев достаточно длительный срок (7 лет) и не имея замечаний, они могут быть переведены на среднюю ступень. Это дает им право чаще дышать свежим воздухом (насколько он может быть свежим в условиях Даугавпилсской тюрьмы), находясь уже в более обширном уличном помещении, пользоваться кухней, небольшим спортзалом, душем после спортивных занятий и смотреть телевизор. Отсидев еще лет 10, заключенный может быть переведен на высшую ступень, которая дает такие привилегия, как свидания с родными (в год – 6 часовых и 6 более длительных) и 3 телефонных звонка в год. Но главное – это дает надежду на досрочное освобождение.

ГУМАННОЕ ОБЩЕСТВО ТАК РЕШИЛО...


Из наиболее известных «персонажей», отбывающих пожизненное заключение в Белом Лебеде, отметим лишь некоторых. В первую очередь Раджу Козловского, на совести которого 4 загубленные жизни. Он стал известен латвийскому обществу совсем недавно, когда, уже отбывая пожизненное наказание, «вспомнил», что, кроме трех жертв, убил еще одну женщину и одну покалечил. Читателям же газеты «СейЧас» Козловский известен давно – с тех пор как Латгальский окружной суд удовлетворил требование прокурора Рубена Тонаяна и приговорил тройного убийцу к пожизненному заключению.


Напомним, что свое первое убийство Козловский совершил именно в Даугавпилсе, на Гриве. Он залез в частные владения старушки, чтобы поживиться чем-нибудь ценным. За этим преступным занятием его и застала пожилая женщина, которую он задушил. Затем с целью ограбления Козловский убил в Риге знакомого пожилого мужчину, который похвастался, что у него много денег. Третьей жертвой Козловского стала его 19-летняя подруга. Она решила шантажировать монстра этими убийствами. Наивная девушка заявила, что обратится в полицию, если Раджа не поведет ее под венец. Тем самым она подписала себе смертный приговор – Козловский ее задушил.


В Даугавпилсе отбывает пожизненное наказание и серийный маньяк-убийца Каспарс Петров. Он подозревался в убийстве и ограблении 38 пожилых женщин. Правда, доказать его причастность к убийствам и ограблениям пожилых дам правосудию удалось «только» в 13 эпизодах. Об этом убийце мы тоже неоднократно рассказывали.


Менее известен нашим читателям «гулбенский Чикатило» Александр Коряков. Свои злодеяния он совершил в 1999 году. И после того, как Коряков заявил, что хотел стать похожим на своего кумира – российского серийного маньяка Чикатило, СМИ перестали о нем писать и рассказывать. 22 февраля 1999 года этот нелюдь с ножом и мясным топором ворвался в детский сад в Гулбене и убил спящих ни в чем не повинных детишек четырех, пяти и шести лет, а также 39-летнюю воспитательницу. После задержания он радостно позировал перед фотообъективами и видеокамерами. Свою вину в суде он признал, но сожаления не высказал. В пору зверства Корякову был 21 год.


Из последних монстров отметим Ивара Грантиньша, о котором широко рассказывали все латвийские СМИ. На его счету – убийства бывшей гражданской жены, 18-летней девушки и 10-летней дочери, которой Грантиньш перерезал горло…


Заслуживают эти нелюди снисхождения, отсидев 25 лет? А стоит ли их вообще содержать в тюрьме на протяжении всей их жизни? Большой вопрос. Но гуманное общество решило, что даже такие изверги не заслуживают смертной казни. Кстати, отважившись дать интервью, перед видеокамерами «смертники» твердят, что лучше бы их расстреляли. На самом же деле такие разговоры не что иное, как элементарная бравада или, возможно, попытка вызвать к себе некую жалость сердобольных людей, каковых у нас предостаточно. Однако почти все сотрудники, что «Даугавгривской», что Елгавской, тюрем утверждают: любой пожизненно заключенный надеется в душе на помилование через 25 лет тюремного заключения.

ИДЕЯ ДЕПУТАТА


Количество пожизненно заключенных в Латвии может резко увеличиться, если в правительстве и парламенте пройдет идея депутата Сейма и бывшего главы пресс-службы УМЗ Карлиса Сержантса приговаривать к высшей мере наказания преступников, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления в третий раз (например, изнасилование, удовлетворение полового влечения насильственным способом, нанесение тяжких телесных повреждений, не говоря уже об убийствах – прим.). Однако это предложение вызвало резкую критику со стороны Верховного суда ЛР и Генеральной прокуратуры. Генпрокурор Эрик Калнмейерс и председатель Верховного суда Ивар Бичкович обратились к комиссии Сейма с просьбой рассмотреть еще раз это предложение. По мнению Бичковича, с точки зрения уголовного права подобные изменения в законодательстве напрочь нарушат систему наказаний. Председатель Верховного суда подчеркнул, что Уголовный закон уже предусматривает пожизненный тюремный срок, а посему целью предложения Сержантса является изменить судебную практику. По сути дела, в случае рецидива преступник и так приговаривается к более суровому наказанию, в том числе и к пожизненному заключению.


В свою очередь Калнмейерс считает, что это создаст противоречие с другими нормами Уголовного закона, в которые включен принцип индивидуализации, а именно: определяя наказание, суд должен учитывать ущерб и характер преступления, личность обвиняемого и смягчающие или отягчающие обстоятельства содеянного.


Юридической комиссии Сейма еще предстоит подготовить законопроект к заключительному чтению.