Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Не рубите дерева, не губите!1

Не рубите дерева, не губите!
Будто одним взмахом топора рядом с даугавпилсской 5-ой основной школой уничтожили яблоневый сад. Остались одни пеньки. Причина важная: на месте сада планируется сооружение беговой дорожки.
Пилой по яблоням. И по сердцу

Наступило время крайностей. Недавно в Даугавпилсе умерла старушка, против которой длилась судебная тяжба за то, что бабулька (царствие ей небесное) самовольно спилила на своем земельном участке старое дерево, грозящее рухнуть на голову. Фемида вчинила иск под две тысячи латов и, возможно, довела женщину до гробовой доски. В то же самое время ликвидируется красивый яблоневый сад и виновных в этом вандализме, уверен, не найдется. Оптимизация, реновация, европроект... Ну разве против них попрешь?

Сейчас от яблонек, по весне побеленных заботливыми руками и готовых через пару недель превратиться в цветущий рай с жужжащими пчелками, осталась лишь куча распиленных чурок. Хорошо гореть будут. Яблоня дает много тепла. Заодно кто-то руки погреет — в виде откатов.

Этот сад, не такой уж старый, находился почти в центре города. Не стихийный, а высаженный строго в ряд. Где у нас в Даугавпилсе сады? Тут бы радоваться и беречь. Ан нет. Мы, порой, зацикливаемся на сломанном кустике, а тут 20 яблонь! Как не вспомнить знаменитый чеховский «Вишневый сад»? Бессмертное произведение. А, главное, актуальное. Будто наперед знал писатель, что в любые времена найдутся желающие замахнуться топором на беззащитное деревце.

Дельный совет. Рядом с 5-ой школой находится Дубровинский парк. Прекрасное место для спортивного комплекса имени того же самого Дубровина: будет здесь вам и футбольное поле и вместо фонтана — бассейн, а там, где расположен мемориал памяти, площадка для дискотеки, а на Вечном огне шашлыки будем жарить. Бред? Ничуть. Надо только профинансировать данный проект, а обоснование мы найдем. Убедительное.

Мы превращаемся в иванов

Жители дома, расположенного на улице Театра, 30, окна которого выходили в сад, возмущены. Александр Ермолаев:

— Это ж какую надо иметь совесть, чтобы замахнуться на сад. Как тут было красиво, душа радовалась и пела. Мы с нетерпением ждали весны и цветения яблонь. А сейчас пустое место. Одни пни. Будто в душу плюнули. Безобразие. Чему мы учим детей? Мне неважно, какая польза будет от беговой дорожки, но сад никто не должен был трогать.

Другой житель Эспланады, бывший ученик упомянутой школы Владимир Битиньш считает ликвидацию сада варварством:

— Я и мои одноклассники, а также многие учителя возмущены решением властей города и чиновников от образования. Как так можно? Помню в 1965-1966 годах мы вместе с тогдашним учителем биологии Валентином Николаевичем Седлухой сажали эти яблони. За деревцами заботливо и трогательно ухаживала биолог Галина Узлова». Владимир беспокоится за бывших педагогов, уже немолодых людей, которых уничтожение яблонь может довести до инфаркта. У Владимира Битиньша в этой школе трудится супруга, здесь учился старший брат и два сына: мы превращаемся в иванов, не помнящих родства. Самое страшное, когда у человека отнимают память. Это плохая тенденция.

Стадиона нет, а в спорте — первые

Вот авторитетное мнению бывшего завуча, а затем директора 5-ой средней школы педагога с 40-летним стажем (работала в этой школе с 1952 по 1994 год) Зинаиды Николаевны Крахмалевой:

— Нет слов. Я возмущена. Впрочем, что тут удивительного. Время такое. Что хотят, то и творят. Ничего святого. Мы этот сад как маленького ребенка растили и берегли. Школе очень нужна беговая дорожка? Будто на Эспланаде места нет. Вон лугов сколько! В этой школе никогда не было своего стадаиона, однако, помню, по спорту мы в городе занимали первые места. Получали кубки, медали и грамоты.

Бывший учитель биологии педагог более чем с сорокалетним стажем упомянутый Валентин Николаевич Седлуха, был настолько потрясен произошедшим, что не находил слов, чтобы выразить свое возмущение и недоумение. С большим трудом удалось получить от него комментарий:

— Новая власть, новые люди, новые порядки и правила... Я на это уже не реагирую. Сил нет. Для начала возле школы решили проредить березы. Одну треть выпилили. Но на этом не успокоились. Помню, горожане приводили детей и показывали, им, что натворили плохие дяди. А сейчас еще хлеще. Валентин Николаевич рассказал, что когда-то ему довелось побывать в Тургеневских местах в деревушке Спасское-Лутовиново Орловской области: «Там березы растут очень густо. Красота необыкновенная. И никто их не редит, как морковку на грядке. Но нашим деятелям всегда что-то мешает».

Будет новый сад

«Этот вопрос надо задавать не госпоже Дукшинской, а тем, кто разрабатывал данный проект. Я лишь отвечаю за безопасность детей во время проведения строительных работ. Управление образования не давало разрешения на уничтожение сада», — прокомментировала ситуацию руководитель городского Управления образования Ольга Дукшинская. Она также рассказала, что под европроект стоимостью в 9 миллионов латов попадают несколько учебных заведений Даугавпилса, в том числе 5-я основная школа: «Они не ремонтировались 50-60 лет. Учителя, учащиеся и родители очень обрадовались, что школы из трущоб превратятся в храм науки». Подряд на проведение работ в пяти школах выиграла строительная фирма «Гадиба».

По словам О.Дукшинской, яблони свое отжили, а плоды были непригодными к употреблению. Вместо них будет посажено 400 декоративных кустов. Кроме того, проект согласован со всеми инстанциями: «Не так все просто. Решалась судьба каждой яблони. Я по профессии биолог и мне это очень понятно. Там будет красиво». В качестве компенсации за загубленный сад и травмированные людские души г-жа Дукшинская пообещала присмотреть участок земли, чтобы посадить новый сад — для будущих поколений даугавпилчан. И обещала пригласить на открытие пока еще не существующего райского уголка. Ловим на слове.

В искренность слов и добрые намерения руководителя верится. Однако очень сомнительно, что бизнесмены от строительства и чиновники от образования решали судьбу каждой яблоньки со слезами на глазах.

Руководитель департамента планирования и строительства Даугавпилса Ингуна Кокина пояснила, что «Буввалде» здесь вовсе ни при чем: «Что, как и где размещать и за счет чего — это было пожелание руководства школ. Например, пятая основная школа решила пожертвовать яблоневым садом ради беговой дорожки».

Круг замкнулся. Виновных нет. На проектных документах подписи ответственных лиц, все согласовано на разных уровнях. Комар носа не подточит.

Снявши голову по волосам не плачут. Мы, обыватели, всегда заламываем руки и голосим по факту случившегося. А где были, когда в саду визжали пилы! Те же самые учителя и ученики, жители соседних улиц и домов, наконец просто неравнодушные горожане, которые при желании не то, что яблоневый сад, город спасли бы. Мы крайне равнодушны и пассивны к любым проявлениям безобразий и бескультурья. Нас мало что волнует. Так чего сокрушаться? А может отстали от современного темпа бытия и никак не можем смириться с реалиями дня сегодняшнего. Все решают деньги, а мы все за красоту бьемся. А может согласиться с ветераном образования Зинаидой Крахмалевой: «Я ничему уже не удивляюсь и ничего в этой жизни не понимаю».

Анатолий КРЫЛОВ