Как отпугивают инвесторов1
У моего собеседника итальянские корни, но сегодня он, по сути, гражданин мира. Трудно перечесть все страны, в которых побывал Андреа. Последним местом его жительства была солнечная Бразилия. Недавно он открывал кафетерий в родной Италии. До этого были дела в Китае, России… В общем, человек действительно видел в своей жизни многое и уже накопил приличный опыт ведения дел, общения с людьми в совершенно разных странах.
Когда в прошлом году он случайно попал в Даугавпилс, его внимание привлекло обилие пустующих помещений на нашей улице Ригас.
– Я родился в небольшом городке, где население – всего около 20 тыс. человек. Но в этом городе у нас как минимум 80 различных кафе, а может, и все 100. Плюс пять торговых центров, таких, как ваш «Диттон». Поэтому на моей родине сейчас действуют различные ограничения на начало бизнеса. К тому же по традиции у нас династии работают в одной и той же сфере. Если ты занимаешься обработкой стекла, то это наверняка означает, что твой отец и даже твой дед зарабатывали на хлеб тем же. Очень сложно пробиться в другую профессию. Все ниши заняты. А в Даугавпилсе сразу видно, что не хватает кафе, развлекательных центров. Тем более что в городе столько университетов, а значит – молодежи. Мой попутчик, с которым я в прошлом году ехал из Даугавпилса, рассказал мне, что сейчас здесь все очень дешево – прямо рай для начала своего дела. Я познакомился с вашим городом поближе и решил открыть здесь итальянский ресторан. Единственное, чего я тогда не понимал, это почему местные молодые люди не реализуют подобные идеи. Не хотят? Или им мешает что-то другое? – вспоминает сегодня Андреа.
Иностранец – значит можно «нагреть»
Первая проблема, с которой столкнулся потенциальный иностранный инвестор в Даугавпилсе, это отсутствие поддержки на стадии начала бизнеса.
– У вас нет места, куда можно прийти и где тебе помогут, расскажут, что тебе необходимо, чтобы осуществить свою идею. Здесь ты все постепенно узнаешь сам и никак иначе. А когда тебе кажется, что ты наконец-то все разузнал, всегда всплывает что-то, о чем ты даже не подозревал. И так постоянно! – начинает рассказ о своих злоключениях в нашем городе Андреа.
Кроме того, он испытал на себе все «прелести» своего иностранного происхождения. Русский язык Андреа выучил сам, но говорит, конечно, с характерным акцентом.
– Сначала я думал купить помещения для своего ресторана. Нашел более менее подходящие и позвонил продавцу. Он, видимо, услышал мой акцент и на вопрос «сколько?» сначала немного призадумался, а потом ответил: «250 тысяч!» 250 тысяч за помещения в ветхом одноэтажном здании, которое скоро рухнет! Да за эти деньги можно сегодня, наверное, пол улицы Ригас купить! – делится своим негативным опытом наш собеседник. После этого инцидента он, конечно, забросил идею покупки и решил арендовать помещения. Что, в принципе, оказалось тоже не так просто. Чтобы заключить договор аренды на помещения бывшего магазина на ул. Ригас, 61, ему понадобилось целых полтора месяца. Не заключив этот договор и не начав, соответственно, ежемесячно рассчитываться с собственником здания, Андреа не мог двигаться дальше в осуществлении своего замысла.
Открыл окно – вот и вентиляция!
Имея опыт открытия мест общепита в других странах мира, и в том числе Евросоюза, Андреа знал, что самое сложное – получить добро от пожарных и продовольственно-ветеринарной службы.
– Безопасность посетителей и санитария – это главное, – именно так считал итальянский инвестор до того, как впервые попал в муниципальную Būvvalde.
Планы, проекты, разрешения, технические обоснования, справки и прочие бумажки, без которых нельзя ступить и шагу в арендуемом тобой помещении, стали настоящим кошмаром для предприимчивого итальянца.
– Моя мама работает в Италии в государственном архиве. И у нас так: приходишь, сам берешь что тебе надо, копируешь и возвращаешь на место. Быстро и удобно. Но здесь почему-то надо ждать две недели бумажку, которую тебе могут выдать сразу! – Андреа искренне недоумевает, почему в едином ЕС так разнятся нормы и стандарты работы госучреждений.
Наивный и еще незнакомый с латвийскими законами, Андреа сам нарисовал проект перепланировки арендуемого помещения, согласовал его с хозяином здания и хотел уже было приступать к ремонту. Но оказалось, что ему предстоит еще долгая и кропотливая бюрократическая работа по согласованию своего проекта с городскими чиновниками. Проекта, позже составленного архитектором, тоже оказалось недостаточно. Нужен отдельный проект системы вентиляции. Чиновники заявили Андреа, что запахи из его ресторана могут мешать соседям (которых, к слову, нет – дом пуст) и даже жителям соседних домов. «У нас в Италии вентиляция – это окно! Открыл окно – вот и все дела!» – не может понять латвийских сложностей итальянец.
Сегодня ремонт в арендуемом им помещении застопорился. Пока нет разрешения на установку определенного количества раковин в определенных местах, строить ничего нельзя. На родине Андреа главное в таком случае – подключиться к городскому водопроводу и канализации. А там уж хоть в каждом углу ставь по раковине – ты же хозяин! У нас все наоборот…
Дай взятку – и дела пойдут…
Отчаявшись в одиночку побороть латвийскую бюрократию, Андреа теперь оплачивает услуги двух юристов, которые за него добывают необходимые бумажки в ответственных учреждениях.
Он с января платит за аренду помещения хозяину здания, но в ресторане еще даже не приступили к внутренней отделке. Конечно, куда уж там, если даже раковин до сих пор нет! Теперь Андреа очень хорошо понимает, почему пол улицы Ригас пустует и никто не открывает новые рестораны и кафе.
– Простой молодой человек, мечтающий открыть свое дело, не сможет столько времени впустую оплачивать аренду и платить двум юристам, которые несколько месяцев подряд пытаются выхлопотать нужные справки! Я никак не могу взять в толк, почему надо ждать неделями бумагу, которую можно было бы просто распечатать из Интернета или получить на месте тут же.
Видимо, поэтому все и уезжают отсюда, едва окончив университет или даже сразу после школы. У людей должна быть возможность реализовать свои мечты! Каждый должен иметь право зарабатывать деньги своим любимым делом. Здесь это слишком сложно. Странно, но даже требования в соседних Литве и Эстонии очень отличаются от латвийских.
Мои земляки предложили мне открыть свой ресторан не здесь, а в Тарту. Там есть очень хорошие места, а вся процедура, которая здесь длится месяцами, занимает в Эстонии 15 дней. Только вдумайтесь, всего 15 дней! А Тарту всего в нескольких сотнях километров отсюда, – делится своими размышлениями Андреа.
Сегодня он, так сказать, стоит на рубеже. Признался, что если столкнется еще хоть с одним бюрократическим сюрпризом, то соберет свои вещи и уедет в Эстонию.
Мне, признаться, было очень обидно слушать о том, как Андреа откровенно футболят в различных институциях, а знающие люди намекают, что надо дать взятку, и тогда дела пойдут быстрее. В объяснениях наших причудливых (если не сказать больше) требований госчиновники ссылаются на строгое европейское законодательство. Но инвесторы, приезжающие к нам из той самой, «старой» Европы почему-то вынуждены констатировать, что Латвия – это какая-то особенная «Европа» со своими, только ей ведомыми принципами и понятиями.
– Просто, знаете, это как в магазине, когда я покупаю перчатки. Они должны быть мне по руке. Так и государство должно быть по человеку, – заканчивает наш разговор человек, ни в одной стране мира не встречавший таких бюрократических препон, как у нас в Латвии. Прощаясь с Андреа, мы с фотографом чувствовали себя очень неловко – нам было просто стыдно за такой липовый рай для бизнеса в нашей стране, в котором очутился итальянский инвестор.