По словам президента Латвийского общества врачей Петериса Апиниса, около трети латвийских детей в возрасте старше 13 лет употребляют алкоголь регулярно, при этом 90 процентов заявляют, что купить его легко. Алкогольные напитки к 16 годам попробовали 85 процентов мальчиков и 90 процентов девочек.
Как сказал «Граням» врач Даугавпилсского наркологического диспансера Михаил Ражуков, ситуация в нашем городе ничем не отличается от ситуации в других регионах страны. Если кто-то среди старшеклассников никогда не пил пива или не курил травку, то он легко может оказаться в школе изгоем. По мнению нарколога, идёт стабильная деградация поколений: отношение к жизни у тех, кто родился в 60-70-ые годы, серьёзно отличается от отношения к жизни поколения 90-х. Речь идёт в первую очередь об ответственности и системе приоритетов. У детей рано складывается культ праздности и наслаждения, презрения к труду, а при таких взглядах на мир алкоголь – отличный друг и помощник. Да и средства массовой информации подрастающего человека тянут скорее вниз, чем вверх. При столь безрадостной картине на учёте в наркологическом диспансере, как сообщила нашему порталу нарколог Александра Михайлова, состоит менее десятка несовершеннолетних пациентов, ведь диагноза нет, и в диспансер никто не спешит.
Вообще, если взглянуть на цифры в Даугавпилсе, то особой тревоги они не вызывают. По информации, предоставленной инспектором отдела превенции полиции порядка Латгальского регионального управления Государственной полиции Анастасией Лайзане, в прошлом году на несовершеннолетних было составлено 72 административных протокола, большинство из которых – за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах. Для сравнения: в 2011-м административных протоколов было 148. Всего же на учёте в полиции, по данным на декабрь 2012 года, состоят 60 несовершеннолетних мальчиков и девочек. Правда, А. Лайзане пояснила: раньше на учёт ставили легко, сейчас, по новым правилам, за незначительные и разовые «проколы», вроде неприличного поведения в пьяном виде, подростка на полицейский учёт не возьмут.
Специалист по защите прав детей Управления общего и профессионального образования Майя Лаздане считает, что детское пьянство, конечно, существует, но страшной проблемой для Даугавпилса не является. По её мнению, лет 10 назад ситуация была более опасной. Сейчас же очень помогают социальные педагоги, работающие в 15 из 18 даугавпилсских школах. Социальные педагоги сотрудничают с полицией, родителями; направляют проблемных ребят участвовать в интересных проектах, отвлекающих от дурных привычек, и т.д. Да и, как кажется М. Лаздане, нынче в среде подростков пить уже немодно, нестильно. Согласиться с ней здесь трудно: пожалуй, немодно и нестильно в так называемых элитарных школах, в обычных же – увы ….
А вот что рассказала «Граням» социальный педагог, просившая не называть её имени:
- Проблема детского пьянства – одна из самых серьёзных проблем для учителей и родителей. Я считаю, что нынешние дети – очень зависимое поколение. В их жизнь слишком рано входят зависимости от интернета и социальных сетей. Многие родители этому радуются: сидит чадо целыми вечерами в компьютере, нигде не болтается… Хотя радоваться тут нечему, но это уже другая тема. Однако не все находят себя в сети, есть и любители живых компаний. И тут, как правило, не обходится без алкоголя, дети быстро попадают в зависимость от него. Я уже не говорю о том, что в Даугавпилсе есть магазин, где продаются разные курительные смеси. Купить алкоголь ребёнку в маленьком магазинчике проще простого. Лишь супермаркеты соблюдают правила, просят документы. Но зачем школьникам идти в RIMI, если всегда можно найти магазин поменьше и без проблем затариться пивом и коктейлями.
И вот что я ещё думаю. У нас слишком доступны энергетические напитки. Они продаются без возрастных ограничений, часто совсем недалеко от школ, цены на них невысокие, и ребята «подсаживаются» на эти «окрыляющие» жидкости в красивых банках. Энергетики, я считаю, тоже создают зависимость, которая потом рождает тягу к алкоголю.
Как помочь детям? Только совместными усилиями с родителями. Если учителя и родители будут сотрудничать, ребёнку помочь можно. А в разные меморандумы я слабо верю…