Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Есть ли жизнь после стипендии?

Есть ли жизнь после стипендии?
В «Миллион» пришел безработный, который посетовал на то, что рассчитывал получить в апреле « практику» и сто латов стипендии, но наступил апрель, а на бирже ему «практику» не дали. Сказали, что надо ждать. Мол, впереди тебя еще большая очередь. «А жить мне на что? Грабить идти на большую дорогу? Так, что ли?» - возмущался этот человек.

Разговор начистоту

Другой вариант выхода из подобного положения предложил «стипендиат», работающий в Крепости.


- Как только стипендия кончается, надо сразу ложиться в гроб», - улыбаясь, сказал он. Но улыбка получилась какая-то вымученная. Его товарищи «стипендиаты», во время обеденного перерыва прилегшие отдохнуть на солнечной полянке недалеко от бывшей крепостной школы, тоже невесело улыбнулись.


- Скажи мне, на 100 латов этой самой стипендии можно прожить? Даже если еще получаешь какую-то соцпомощь? Вот пусть те господа, которые сделали из нас полуголодных людей третьего сорта, сами попробуют прожить месяц на эти деньги! - вступил в разговор его товарищ.


Компания «стипендиатов» собралась солидная - все мужчины среднего и старшего возраста, каждый - профессионал в своем деле, но дело это сейчас никому не нужно. Раньше все они работали на различных предприятиях города - на ЗПЦ, ЛРЗ и т.д. - и попали под сокращение. Разговор завязался невеселый, хотя и не без шутки. На душе у людей тяжело, но они стараются не падать духом. Конечно, рады, что получили хотя бы «практику» и сто латов впридачу. В марте на крепостных валах они рубили кусты, сейчас убирают опавшую прошлогоднюю листву. Кто-то стоял в очереди полгода, пока получил «практику», кто-то почти год. Можно только представить, как эти люди выживали после того, как им перестали платить пособие по безработице. Сейчас их мучает вопрос, что будет дальше? Шесть месяцев, на которые дается «практика», пробегут быстро. А на что жить дальше? Действительно - какие есть варианты? Попрошайничать или... Да и сейчас прожить на 100 латов стипендии невозможно. По данным Министерства финансов, тем, кто получает «минималку», а это все-таки 180 латов до уплаты налогов, не хватает на жизнь 32 лата. Как получилась эта цифра? Необлагаемый минимум для «минималки» - 35 латов, подоходный налог - 33,49 лата, взносы социального страхования - 16,2 лата, зарплата после уплаты налогов - 130,31 лата. А согласно данным Центрального статистического управления, прожиточный минимум в Латвии в настоящее время составляет 162,72 лата. Следовательно, людям, получающим «минималку», на жизнь не хватает 32,41 лата. Ну, а «стипендиатам», значит, не хватает 62,72 лата... А если учесть, что работой и стипендией они обеспечены только 6 месяцев в году, то получается, что не хватает на жизнь уже более 124 латов. Но самое печальное, что люди теряют надежду, «не видят света в конце туннеля».


- А с чего в этой стране может что-то измениться к лучшему? Правители Латвии за последние 20 лет промышленность и сельское хозяйство разрушили, а это база. А как без базы можно восстановить экономику? И налоги правительство все время повышает - а от этого экономика не заработает. Молодежь, все хорошие специалисты уезжают за границу. Ну, и чего тут можно ждать? - говорит один из «стипендиатов» и обводит рукой окружающее пространство. - Посмотрите, до чего за эти 20 лет довели Крепость!


Зрелище и впрямь невеселое: куда ни посмотришь - везде видны облупленные, заброшенные, с пустыми глазницами окон здания. Особенно меня удивило разгромленное и запущенное здание бывшей школы. Помнится, еще несколько лет назад оно было в довольно приличном состоянии. Подумалось - сколько же денег надо, чтобы теперь все это восстановить, привести в порядок! Откуда их взять государству, у которого хватает средств только на то, чтобы обеспечить сладкую жизнь своим чиновникам.

Лимит на болезнь - 20 дней

 Илзе Онзуле, координирующая распределение и работу «стипендиатов», рассказывает, что на 31 марта имелось в наличии 767 мест практики, и на них работали 835 «стипендиатов». Число мест зависит от потребностей учреждений самоуправления, они подают заявки, в которых указывают, сколько им нужно работников и на какую работу. Сейчас больше всего «стипендиатов» задействовано в коммунальном хозяйстве города. Люди убирают улицы, парки, кладбища. Много «стипендиатов» работают по заявке Управления образования: в школах и детсадах. 80 человек задействованы в Крепости - там они вырубают на валах кустарник, собирают старые листья, словом, наводят чистоту, готовят Крепость к Празднику города, который пройдет в июне. Постоянно 50 - 60 человек работают по заявке Управления социальных дел - в приютах, социальных домах, пансионате - выполняют разную неквалифицированную работу: что-то подкрашивают, моют, чинят, переносят мебель и т.д. Кому-то повезло на «культурную работу» - попасть в городской музей или молодежный отдел городской думы.


Раз в месяц И. Онзуле посещает места, где работают «стипендиаты». Там она проверяет состояние трудовой дисциплины, наличие рабочего инструмента и спецодежды, принимает жалобы «стипендиатов».


 «Стипендиату» положено работать 8 часов в день, хотя зимой в сильный мороз тех, кто работал не в помещении, отпускали пораньше. «Стипендиату» положены и спецодежда, и инструмент - в зависимости от того, чем он занимается: светоотражательный жилет, каска, куртка, резиновые сапоги, перчатки, метла, пила, топор, тачка и т.д. Перед началом работ с каждым из них проводится инструктаж по технике безопасности. Пока, говорит И. Онзуле, было только одно ЧП - женщина на работе сломала ногу. Но она, как безработная, была застрахована от несчастного случая.


И.Онзуле подтверждает, что, действительно, нет никаких гарантий, что после 6 месяцев практики «стипендиат» через полгода снова получит работу. Сейчас очередь на работу (на места практики) подходит для тех безработных, кто стал в очередь на бирже в конце ноября. Известно также число вакансий на май - 60, и на июнь - 238. Если «стипендиат» за 6 месяцев показал себя хорошо, то он может получить от руководителя практики рекомендательное письмо. При поиске работы он сможет показать его работодателю. Смотрите, мол, какой я хороший работник! Может быть для кого-то такое письмо станет стимулом работать не за стипендию, а за совесть.


Но не всем «стипендиатам» удается проработать полностью все 6 месяцев. С тех пор, как в городе появились «места практики», а это с 15 сентября 2009 года, было отчислено 243 человека, из них:


- 158 - за прогулы;


- 29 - по уважительной причине и по собственному желанию, когда кто-то уехал за границу или кому-то надо было ухаживать за больным родственником;


- 27 - нашли постоянную работу;


- 20 - по состоянию здоровья на основании справки врача;


- 5 человек проболели в течение 6 месяцев 20 дней, причем не обязательно подряд, а по договору болеть больше 20 дней нельзя, иначе человек лишается места и должен снова стать в очередь на бирже, чтобы получить место «стипендиата». Мотивация такова: чтобы зря не простаивало рабочее место;


- 2 - отчислены так как потеряли статус безработного;


- 2 - злостно нарушали трудовую дисциплину.

Борис ЛАВРЕНОВ.