Как получить живые деньги с неживых жильцов6
Александр Латенко скончался 7 сентября 2003 года. Человек был одинокий, наследников не нашлось. Приватизированная по всем правилам квартира осталась без хозяина. И на протяжении десяти лет в почтовый ящик умершего ежемесячно кладут счета за коммунальные услуги. Как вы догадываетесь, покойник их не оплачивает. Ему напоминают о долге – все равно не платит. Штрафные санкции применили – молчит и не отзывается.
Вообще-то в подобных случаях ЗАГС оперативно сообщает о смерти жильца обслуживающей организации. По договору, заключенному между ПЖКХ и местным отделением ЗАГСа, в течение недели высылаются справка о прискорбном факте кончины одного из жильцов. И в течение некоторого времени, пока не найдется новый собственник приватизированной на имя умершего недвижимости, счета продолжают приходить. В Земельной книге именно этот человек все еще значится собственником квартиры. Когда кто-то вступает в наследство и приходит заключать договор как новый собственник, то начинают выставлять счета на его имя.
Вступить в права наследства можно в течение полугода. Как правило, наследники сразу начинают оплачивать счета, ведь долги перейдут к ним вместе с недвижимостью. В данном случае все понятно. А если наследников нет?
Тогда процесс несколько затягивается. Квартира после ряда юридических процедур переходит в собственность самоуправления, и уже городская администрация решает, как распорядиться этой собственностью. Порой хождение документов по инстанциям занимает целый год. Как быть в этом случае с долгами? Обычно самоуправление их списывает, точнее, погашает из городского бюджета, то есть за наши с вами деньги. Есть и такой вариант – квартиру выставляют на продажу, новый владелец и погашает долги.
Но даже при самой медлительной в мире бюрократической процедуре не десять же лет присылать счета умершему человеку? Вы будете крайне удивлены, но покойнику приходит даже счет… за воду и канализацию. В феврале, например, за эту услугу надо заплатить 11,4 лата. Уж не пользуются ли унитазом явившиеся с того света духи? Или все-таки кто-то живет в квартире? Ответ простой. Счетчик в квартире не установлен, поэтому ПЖКХ выставляет счет по среднему. А общий долг за обслуживание квартиры составил более 2 тыс. латов. Плюс неоплаченный счет за отопление – 3464 лата (вместе со штрафом).
Соседи, видя пачку счетов в почтовом ящике, не раз обращались в ПЖКХ. Может, позабыли, что в квартире 26, в доме №66 на ул. Саулес никто не живет. Ответ такой: эти счета не оплачивают жильцы дома, вам беспокоиться не о чем.
А когда сообщают о миллионных долгах за отопление и коммунальные услуги – тоже можно не волноваться? Рост тарифов – тоже не проблема горожан?
О том, что подобные случаи все-таки напрямую касаются жильцов, свидетельствует еще более вопиющая история, произошедшая в доме № 45 на ул. Пиекрастес. Началась она с неприятного происшествия.
– Мы только что сделали ремонт, и тут нас залили соседи с третьего этажа, – рассказала Зоя Кормщикова. – Причем залили так, что в квартире на втором этаже рухнул потолок.
Когда аварийная бригада дождалась человека, который назвался арендатором жилья, глазам предстала такая картина. Квартира пустая, с ободранными стенами. Счетчики были запломбированы, но воду подключили с помощью шланга прямо из водопроводной трубы. Вот этот шланг на сгибе и порвался, вода хлынула на пол.
Дальше началась детективная история. Арендатор платить за ремонт залитых квартир отказался. Соседи обратились в ПЖКХ. И только тогда узнали, что владелец квартиры скончался 10 лет назад. Квартира тоже была приватизирована. Однако наследники в свои права не вступили. Все эти годы за коммунальные услуги никто не платит. Однако удивительным образом сын покойного пять лет назад задекларирован в этой квартире, хотя по закону через год наследники, если они не выполняют требования закона, лишаются прав на имущество. Итак, за коммунальные услуги, в том числе за отопление, никто не платит, долги астрономические, но это не мешает жилплощадь сдавать.
Зоя Кормщикова обратилась с письменной жалобой в ПЖКХ. И получила такой ответ: обращайтесь к нотариусу, ищите хозяев квартиры, если они не заплатят за ущерб, обращайтесь в суд. Юристы же посоветовали соседям даже не заморачиваться: долги на квартире такие, что даже в случае благоприятного судебного решения и продажи этой недвижимости все деньги уйдут на погашение долга.
Итак, сегодня все по-прежнему. Неизвестный арендатор пользуется шлангом, соседи ждут, когда их снова затопят, ПЖКХ бездействует.
И последнее. В городе и сегодня есть очередь на получение квартир. В ней на данный момент – 147 семей. Это сироты, жильцы аварийных домов и некоторые другие категории горожан, имеющих право на получение жилья. Но самого жилья не имеющие, поскольку якобы у самоуправления свободных квартир нет. Или все-таки есть, да не про нашу честь?
Газета «СейЧас» не в первый раз поднимает тему бесхозных квартир. Горожане сообщают вопиющие факты, каждый из которых требует если не вмешательства правоохранительных органов, то по крайней мере служебного расследования.
С подачи наших читателей мы интересовались, как решаются подобные вопросы в жилищном кооперативе «Форштадт». Председатель правления этого кооператива Петр Степанов сообщил: как только администрация узнает, что собственник квартиры скончался, его имя и фамилия более не появляются в счетах за обслуживание некогда бывшей в его владении квартиры. Другое дело, что счета как таковые никуда не пропадают, и суммы долга в них растут: услуги ведь по-прежнему оказываются. Двор перед домом убирается, производятся мелкие ремонты и т. п. За все это жители дома платят пропорционально долям собственности!
Председатель кооператива «Форштадт» подтверждает, что процесс перенятия недвижимости без наследников государством, а затем передачи ее самоуправлению – очень длительный. В кооперативе есть квартира, за обслуживание которой платит ПЖКХ, как предприятие, управляющее жилым фондом самоуправления.
В целом же вопрос с квартирами, хозяева которых умирают и не имеют наследников, остается практически неурегулированным законом. Нет ни эффективного механизма поиска возможных наследников, ни гарантий получения в обозримом будущем платы за услуги, которые были оказаны в отношении бесхозной собственности.
Напомним и историю, рассказанную одним из пользователей новостного портала www.grani.lv, которая наглядно иллюстрирует отсутствие упорядоченности в этом деле. Посетитель портала рассказывает, что квартиру в центре города умершего в 2006 году небезызвестного даугавпилчанина до сих пор сдает в аренду некая женщина по имени Людмила, которая не является ему родственницей или наследницей. «Специально распустили слух, что у покойного есть дочь в Ярославле, а квартиру сдают с ее разрешения...» – пишет читатель портала.
Настоящее положение дел действительно вполне допускает описанный выше вариант развития событий. Главное – иметь доступ к квартире умершего и исправно платить по счетам. Тогда велика вероятность, что поставщики коммунальных услуг будут просто не заинтересованы инициировать долгий и бесприбыльный для них процесс передачи собственности в руки государства…
– В штате ПЖКХ – 6 юристов, – сказал руководитель Ассоциации старших по дому Владислав Боярун, к которому за помощью обратились жильцы. – Между прочим, свои немалые зарплаты они получают из наших с вами денег. Почему же не выполняют свои прямые обязанности и не передают бесхозное жилье в собственность муниципалитета? Сколько таких квартир в городе? Кому и по какой цене их продают? Занимаясь темой ПЖКХ, мы вскрываем все более вопиющие факты. А власть по-прежнему безмолвствует!