Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Железный триатлет Анатолий Левша4

Железный триатлет Анатолий Левша
Назвать этот вид спорта фотогеничным не получается даже при желании: со старта несколько десятков, а порой и сотен участников устремляются толпой к воде и когда та закипает от гребков, ты уже не разбираешь, где свой, где чужой. Через какой-то промежуток времени те же несколько сотен человек выбираются на берег, правда, уже не скопом, а сообразно затраченным на преодоление водной преграды минутам и в такой же последовательности седлают велосипеды...

Железный триатлет Анатолий Левша
Словом, даже в конспективном описании сути триатлона не улавливается изюминка. Другое дело – поле и площадка, там все ясно – гол, шайба, мяч в корзине. Плюс ты являешься очевидцем событий. Здесь в лучшем случае увидишь бегущую к воде толпу близнецов в одинаковых шапочках и гидрокостюмах или финиш соревнований в беге... Но сам триатлон – это конечно глыба. И если мастеров современного пентатлона называют рыцарями пяти качеств, то этих ребят величают железными людьми. Или Ironman.

 

Железный триатлет Анатолий Левша
Не всех, правда, а самых лучших. Даугавпилчанин Анатолий Левша правофланговый среди таких. Причем не следует думать, будто в свои 55 он вышел в тираж, а теперь продолжает пожинать плоды славы, которая шла бок о бок с ним полтора десятка лет назад, когда он был одним из самых популярных горожан и единственным в Даугавпилсе жителем, кому четырежды покорился титул чемпиона мира. Причем чемпиона не простого, а среди Ironman. То есть самого железного из железных. Он ведь и сегодня, пребывая далеко не в юном возрасте, дает фору тем, кто ему в сыновья годится. Совсем недавно, например, стал чемпионом Европы по зимнему триатлону, на чемпионате республики выиграл «серебро» в общем зачете, а в рейтинге ведущих триатлонистов республики уверенно занимает третью строку. Такой вот он предпенсионер!

 

Железный триатлет Анатолий Левша
В этом виде спорта сначала плывут, потом едут на велосипеде, а затем бегут. В олимпийской дисцициплине эти составляющие выглядят как 1,5 км - 40 км - 10 км, в классической – 3,7 - 180 – 42. А есть еще двойной и тройной ультратриатлон, в котором все эти дистанции соответственно удваиваются и утраиваются. Как же должен называться тот, для кого преодолеть за один раз около полутысячи километров (7,6 проплыть, 360 проехать в седле и 84 пробежать) то же самое, что иному сходить в парилку? А ведь один из четырех своих мировых титулов мой герой выиграл в тройном триатлоне, где составляющими успеха являются отрезки протяженностью 11,4 - 540 – 126 километров!

 

- Анатолий, вы ведь и вправду выступаете до сих пор и продолжаете полнить коллекцию наград?

 

- Выступаю. Полню. И, надеюсь, буду полнить.

 

- Не хочется сказать: «Хватит, Толик, пора и честь знать»?

 

- Если честно, не думаю об этом. Как не думаю о конкретных результатах. Триатлон это часть не только моей жизни, но и самого меня. Мы с ним срослись. И если эту половинку попытаться отделить, може и свет померкнет. С непривычки.

 

- Ваша коронная дисциплина?

 

- В зимней вариации, где сочетаются бег, маунтинбайк и лыжи – последние. Ведь я был некогда мастером спорта по биатлону, поэтому лыжи само собой любимы особо. А в обычном сочетании, «летнем», наверное плавание. Если посмотреть на мое время, то здесь оно самое лучшее, стало быть дается лучше.

 

- Даугавпилс на сегодня – ведущий триатлонный центр республики. Что он собой представляет?

 

- При городском Доме творчества «Яуниба» много лет существует секция триатлона. Она и есть тот самый центр, о котором вы говорите. Работаем вдвоем – я и Айвар Узулс. Воспитанников порядка 45 человек. Самому юному 8 лет, самому старшему, не считая нас с коллегой, 30 и чуть больше.

 

- Неужели триатлоном начинают заниматься так рано?

 

- Сначала человека надо научить плавать. Сделать это, когда ему 14-15, много труднее, ученики младших классов самый благодатный материал. К тому же многие родители приводят к нам ребят не с целью достижения спортивных результатов, а с оздоровительной: что-то подлечить, укрепить ту же спину, грудь.. Параллельно занимаемся с ними ОФП, бегом, но о триатлоне еще не думаем. Но время идет, оздоровительный цикл переходит в тренировочный процесс и пошло-поехало. Скажем, Костя Густаев пришел к нам таким вот пацаненком, а сейчас ему уже за 20, Виктор Жигарьков начинал школьником, потом уехал учиться в военную академию, сейчас вернулся и возобновил занятия.

 

- В свое время, помнится, вы, мастер спорта по лыжам и биатлону, выступали за сборную Латвии, но мечта попасть на Олимпиаду осталась для вас несбывшейся. Потом вы ушли в триатлон, выбрав самое суровое его направление, тогда как этот вид спорта входит в программу Игр и олимпийская вариация много проще вашей (1,5+40+10). В этом был скрытый смысл?

 

- Заниматься триатлоном я начинал во времена, когда он не был олимпийским, и потому выбрал самое на мой взгляд интересное. Когда наш вид официально включили в Игры, было не поздно перейти на “классику”. При условии, что подтяну немного плавание, которое у меня тогда чуть отставало. Но в итоге решил оставить все как есть. К тому же отобраться у нас на Игры гораздо труднее, чем в легкой атлетике или стрельбе, где существуют определенные нормативы. Так что теперь готовиться к Играм и благополучно оказаться среди участников должны молодые. А мы будем им в этом помогать.